На неделю 13-ю по Пятидесятнице. 2013 г.
В Евангелии от Луки, которое мы сегодня читали, в главе 8 есть такие слова Спасителя: «Наблюдайте как вы слушаете, ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18). Эти слова относятся непосредственно к нам. О чём речь? Предполагается, что каждый приходящий в храм, хочет достичь Небесного Царства, то есть он думает иметь Царство Небесное. Но это зависит от того, как он слушает. Что слушает? Понятное дело, Слово Божие. Потому что, к сожалению, большинство людей его не воспринимают. От этого зависит усвоение. Поэтому сказано, что у того, кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет и то, что он думает иметь. Вроде так на первый взгляд рассудить, есть некая несправедливость. На самом деле речь идёт о духовном законе, а не как обычно люди воспринимают справедливость как некий закон юридический. Ты мне что-то натворил, вот тебе наказание и так далее, и так далее. Такой примитивный ответ на примитивный вопрос. Но речь идёт о благодати Божией. И когда мы имеем дело с благодатью Божией, мы имеем дело с живым существом, ибо Господь Дух Святый – это есть живое существо, и Он дышит где хочет. И Господь хочет прийти к каждому, потому что сказано: Бог всем человекам хочет спастись (1Тим. 2, 4). Спасение заключается в том, что Дух Святый приходит в сердце человека и его спасает. Но большинство людей этого не слышат вообще и продолжают изобретать какую-то свою веру вместо веры христианской. И вот Господь указывает на это: смотрите, как вы слышите, это очень важно. Мы часто сталкиваемся, особенно при воспитании детей, обращаемся к малому человечку и говорим: «Ты меня слышишь или нет»? С точки зрения акустики он слышит, но он не воспринимает. Пытаются это восприятие организовать с помощью крика, с помощью ремня, с помощью ещё каких-то репрессий, чтобы достичь того, чтобы он услышал. Но не всегда достигается эта цель, а чаще достигается какая цель? Вранья. Ребёнок упорно не хочет делать то, что надо, а чтобы не получить ремня, он безбожно врёт, тем самым достигает: и наказания не получил, и сделал то, что хочет, и не сделал того, что не хочет. Нужны колоссальные усилия, чтобы он услышал.
Нечто подобное и Господь как наш Отец пытается каждого из нас вопреки нашему желанию спасти. Потому что у нас никакого желания спасаться нет. Это каждый священник скажет. Приходит человек в слезах: помогите, посоветуйте. Посоветовал. И что? Да ничего. Что хотел сделать, то и сделал. Ну некоторые потом письмо пишут, вот я вчера получил от одной прихожанки: «Ой, Вы были правы». А мне какая с этого радость, что я два года назад был в чём-то прав? Всё равно человек делает то, что хочет. А для чего ж тогда человек спрашивает эти советы? А он желает совпадения. А вдруг священник скажет то, что я и задумал, угадает, так сказать. О, тогда с лёгким чувством! То я делаю всё наоборот с тяжёлым чувством, мне говорили, что не надо этого делать, а делать наоборот, а то – с лёгким, мне батюшка сказал. А некоторые, кто посвободней, на пенсии, начинают ездить от одного к другому, пока не добьются нужного результата. А какой нужный результат? А такой: делать то, что хочу, во что бы то ни стало. Вот такие сильные у нас порой желания.
И вот У Господа главное воздействие на нас – словом: смотрите, как слушаете. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 19-21). Оказывается, каждый из нас может стать Христу Спасителю ближайшим родственником, братом и даже матерью. Каким образом? Опять: через слышание слова Божия. Но этого недостаточно. Недостаточно вот этого механическо-акустического слышания. Недостаточно выучить Новый Завет наизусть, этого недостаточно. Нужно принять его сердцем к исполнению, вот в этом случае становишься Его сродником, вот только в этом. И Он, Господь, нас к этому призывает, и часто через притчу.
И вот сегодня в притче из Евангелия от Матфея, которое мы также читали, Господь говорит: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21, 33). В каждой притче есть несколько уровней восприятия. Первое, о чём здесь говорится, первый уровень – это речь идёт о народе Израилевом, под хозяином дома именуется Сам Господь, Который из одного человека весьма старого произвёл на свет Божий народ, единственный народ в то время на земле, воспринявший веру этого одного старого человека по имени Авраам. Оградил этот народ. Чем оградил? Законом. Заповедями. Чтобы этот народ не смешивался с другими народами, потому что потомки Авраама хранили веру в Единого Бога. Для нас это совершенно обычная вещь, а тогда это было очень трудно, потому что все народы поклонялись кто во что горазд. Кто инопланетянам, кто деревьям, кто всяким идолам-истуканам, кто из дерева делал, кто из золота-серебра-мрамора, приносили им жертвы. И у каждого города, у каждого народа было множество богов, как и сейчас говорят очень многие люди (мало что на земле меняется): «У меня, – говорят, – свой бог». У каждого свой, карманный. У них с этими богами хорошие отношения. Некоторые носят в память об этом боге какие-то идиотские амулеты, обереги, что как положительный момент: для людей есть прокорм. Открой фабрику всяких амулетов и торгуй, себестоимость две копейки, продаёшь за 200 рублей, и вот тебе, пожалуйста. Хочешь, знаки Зодиака туда присовокупи, пока дураки на Руси не переведутся, ты всегда будешь с деньгами, только найди продавца. Ну не самому же под дождем стоять, всегда найдется человек, который за 20 тысяч с удовольствием будет этой дрянью, абсолютно никому не нужной, торговать. Если уж никто не берёт, изготовь какие-нибудь геометрические фигурки, назови их по-китайски: «фэн-шуй», торгуй, пожалуйста, вот тебе «фэн-шуй», сейчас мы тебе скажем, на какую сторону тебе головой спать и так далее.
Потому что во всякую ерунду человек гораздо охотнее поверит, чем во Святую Троицу. Почему? Каждый человек грешен, в его душе сотни бесов, поэтому всё бесовское человек воспринимает как родное. Почему народ, особенно, молодежь, любит эстраду? Потому что это родное всё. Бесовское. И люди, которые этим занимаются, делая на этом большие деньги, это как раз используют, эксплуатируют эти людские исключительно греховные желания. Это всё, естественно, огромное такое поле деятельности. А Христово учение читает – говорит, что не понимает. Не слышит, даже если вслух читает, ничего не может усвоиться, потому что Слово Божие в сердце человека пробивается очень тяжело. Потому что Господь как сказал: «Тот, кто от Истины, тот послушает Моего голоса». Но большинство-то не от Истины, а от дьявола, который людям так и внушает, что счастье оно вот в этой стороне или в той, человек туда идёт, и попадает в ещё большую беду.
И вот, Свой избранный от Авраама народ Господь оградил вот этим оплотом, и сравнивает этот народ с виноградником, а цель виноградника – приносить плоды. Плоды, конечно, духовные, а не материальные. Цель существования человека на земле совершенно не экономическая. Это полная глупость. Если целью создания людей на земле была бы экономика, тогда бы люди не умирали, а жили бы вечно. Экономика возрастает, люди все процветают, процветают, процветают, пока вообще, как плесень не зацвели окончательно все. Нет, цель совершенно другая – достижение Царства Небесного. А для большинства людей главное – экономика. Если на детекторе лжи посмотреть, как звучит слово «деньги», так у него начинает график скакать, совершенно безумное отношение к деньгам. Без умное. То есть средство превращается в цель. Что это? Это извращение жизни, вот этого пути к Богу. Поэтому Господь сказал, что нельзя служить одновременно и Богу и мамоне, это невозможно. Поэтому тот, для кого мамона на первом месте, конечно, теряет Бога, это безусловно.
Но это речь не только о народе Израилевом, но и вообще о каждой душе, прежде всего о людях, которым Господь даровал веру. Бог даровал веру человеку не для того, чтобы он жил спокойно, счастливо, чтобы у него были послушные дети, чтобы не дорого, но пышно праздновать свадьбу, чтоб дети и внуки никогда не болели, чтоб крыша никогда не протекала, чтоб дороги были к дому всегда отремонтированы, чтобы в электричестве перебоев не было, чтоб в сбербанке вклад всё время рос и превышал инфляцию. Вот для этого, что ли, Господь дал веру? Нет, совсем не для этого. А для того, чтобы человек эту веру, как талант, данный человеку, приумножил, для того чтобы была прибыль. Имеется в виду благодать Божия. То есть человек должен стремиться к благодати Божией. Поэтому можно сравнить вот этот оплот с учением Христовым. Виноград – это вера, которую дал нам Господь. Точило, где давят этот виноград, превращая его в драгоценные прекрасные напитки – это как раз источник благодати Божией. Хозяин дома – Сам Господь. Вот для чего. И поэтому Господь каждую душу призывает к Себе. Иногда это призвание бывает весьма суровым. Потому что человек как-то увлекается материальной стороной жизни и забывает о Боге. Увлекается. И Господь попускает ему разные испытания, чтобы напомнить о Себе. Не чтобы отомстить человеку, наказать, нет. Только вразумить, чтобы он опомнился, потому что жизнь уж очень короткая, и можно её, к сожалению, как и большинство людей это совершает, прожить совершенно зря. Какой отец желает того, чтобы его деточки, особенно те, которые награждены драгоценным даром веры, тоже данным от Бога, прожили жизнь зря? А ведь никто сам к Богу не приходит, если его не призовёт Господь. Поэтому каждый из нас, несмотря на все наши прегрешения, у Бога на примете, мы для Него драгоценные чада, и Он хочет нас спасти. И поэтому Он нас таким образом, бывает, и вразумляет. Надо воспринять это спасение. Надо, наконец, научиться слышать, как Он к нам обращается, что Он говорит. И это как раз то искомое, которое может привести нас ко спасению. Надо понять, что же Он от нас хочет, какими Он хочет нас видеть, что в нас не так, как бы Он этого хотел. Мы же не маленькие дети, которых только через ремень можно чему-то научить. Мы должны, если наша вера разумна, сознательна, добровольно надеть на себя это ярмо, о котором Господь сказал: «Иго Моё оно не тяжёлое, заповеди Мои совершенно не трудны». Они для человека естественны, если человек живёт естественной жизнью. Конечно, бесовские всякие навыки нам мешают, нас окружает современная, с позволения сказать, культура, которая вытягивает из человека вот эти все духовные соки и насаждает исключительно одну отраву. Мы оказались среди огромного количества людей, всякой техники, через которую эта отрава разливается по душам людей, лезет в уши, портит нам детей и так далее.
Когда приходят к нам в детский дом, говорят: «Какие у вас дети замечательные!», я отвечаю, что это очень просто: выкинь телевизор на помойку, и у тебя такие будут. Вы даже не представляете, как это хорошо сказывается на детях, если им не давать интернет-пространство, где они там в 12 лет окунаются в порнографию сразу. А через неделю они уже сидят на этом, как на наркотике, и готовы ночи не спать, чтобы бесконечно наблюдать. Не буду распространяться, может быть, и сами догадаетесь, что такое порнография. А как это потом из них доставать? Это невозможно. Это невозможно никогда. Как нельзя наркомана вдруг сделать человеком, который никогда не принимал наркотики, как никогда блудницу нельзя сделать целомудренной, нельзя. Как вора сделать человеком, который никогда ничего чужого не брал. Назад – нельзя. Выпустить джина из бутылки можно, запрятать его обратно нельзя. Как матерщинник, он может прекратить ругаться, и это обязательно нужно сделать, но перестать матерщинником быть – это невозможно, потому что это будет жить в твоей душе вечно. Ты никогда этого не забудешь. Это запечатлелось в твоей душе. И каждый грех запечатывается в душу. Поэтому чтобы воспитывать детей, нужно от тлетворного влияния всяких коллективов, всякой телевизионной и интернет-пропаганды, всяческого убивающего душу содержания нужно всячески оградить. Чем стерильнее будет это ограждение, тем лучше. Почему? А его душа уже окрепнет, у него может появиться интерес и к прекрасной классической музыке, и к роскошной живописи, которая существует в мире, и он начнёт различать, чем отличаются советские халупы от прекрасной архитектуры, и так далее. Он хорошую книгу отличит от плохой, никогда не будет читать эту дребедень под названием фантастика, он приобретёт высокий вкус, который его сохранит от этих отхожих мест и от того, что есть мерзость. Он с точки зрения этого достижения станет человеком культурным, это есть некая прививка. В противном случае, как он детство провёл на этой духовной помойке, он её и будет искать, вот эту помоечную жизнь. Потому что человек, у которого дома никогда не убирались, у которого взрослые окурки кидали на пол и плевали сюда же, у которых никогда не мыли тарелки, он этого вообще не видит. Он не различает. Ну как португалец звуков «в» и «б» не различает, просто их не слышит. Или китаец не слышит звука «р», потому что в китайском языке такого звука нет. Так же и человек, который в помойке воспитан. Человек, который воспитан в других интерьерах, заходит в этот вонючий подвал, и он как-то ужасается: как бы к чему не прикоснуться, какая здесь вонища! А им там всё хорошо, ну тут дохлые крысы лежат – и ха-ха-ха, взял крысу за хвост и куда-то её кинул, всё очень весело, прикольно. Почему? Ну вот эта помойка, в которой человек вырастает, это – своё. Он в этой помойке разбирается, знает помоечную терминологию, знает, кто в этой помойке самый главный. Но он из этой помойки, если он в ней вырос, уже никогда не переберётся в концертный зал им. Чайковского. Предел его развития – это стадион, после которого попойка, драка, может быть, тюрьма, выбитые зубы и так далее. Вот это максимум, чего он может достичь. Если мы хотим такой жизнь, то милости просим, это очень широкая дорога, по которой как ни иди – всё туда придёшь.
А путь к высоте, к тому, к чему Господь зовёт – это очень трудный, сложный, очень ответственный путь, очень много нужно работать. Что легче: работать или участвовать в бесконечном перекуре, заплёвывая все вокруг и кидая окурки вокруг себя? Ну ясно. Человек, как любое млекопитающее, трудиться не хочет, а хочет пищу на лопате получать сразу. От этого и преступность. Потому что разве столько заработаешь? Лучше сразу по голове дать, сумочку отнять, и вот тебе на две недели корм. И вот так постепенно человек превращается и в вора, и в убийцу, потом в садиста, это всё абсолютно логический путь развития. Нам это нужно? Вот Христос нам предлагает, всем, всему миру, совершенно другое. Это очень трудно, путь может закончиться крестом. Потому что если мы в руки людей попадём, для которых удовольствие, допустим, убивать других, ясно, что они с нами сделают. Потому что им захочется нас вынудить. Очень частое явление, когда мальчики окружают другого и заставляют его материться. Иначе бить, чтобы сделать его таким же, как они. Это же понятно. Зло всегда очень агрессивно. Так и в блатном мире. Обязательно втянуть человека, даже термин такой есть специальный – «замазать». И очень прекрасный термин, очень такой острый, именно замазать, потому что чем замазывают обычно? Грязью. А Христос нас хочет всех призвать к чистоте. Поэтому каждый день и каждый час, в каждом слове и каждой мысли, в каждом поступке и в каждом движении души у каждого из вас есть выбор: либо мы делаем шаг к Богу, либо мы делаем шаг от Него. Если шаг к Богу, значит навстречу благодати Божией. Если от Него – нас ждёт уныние, потому что сердце, которое теряет остатки благодати Божией, в уныние ввергается.
Почему наш народ любит всякие шутки, юмор, всякие хохмы, это очень пользуется популярностью? Народ находится в страшном унынии, он желает себя всё время веселить, потому что ему тошно жить. А почему тошно? Потому что он в унынии. А почему в унынии? Потому что он живёт в помойке, в голове у него помойка, в сердце – помойка, дома – помойка, и вокруг него ходят его помоечные дети, с которыми он не знает, что делать. Естественно прийти в уныние. Поэтому хоть посмеяться. Эти самые клоуны, шутки в основном ниже пояса – ну, по развитию. Если ты ещё с детского сада «хи-хи-хи», придут в Музей Пушкина, где стоят античные статуи, и пальцем показывают: «хи-хи-хи». Вот это чисто обезьяний интерес. Греки, которые жили тысячи лет тому назад, создавали прекрасное искусство, они были ещё язычниками и о Христе никогда не знали, но они стремились к красоте. А для современного человека, для дяди и тёти, которые в космос летают, остаётся одно «хи-хи-хи». Потому что процесс идёт в обратную сторону, к обезьянам опять. Вперёд, к обезьяньей жизни! Мы этого хотим? Если мы этого не хотим, мы должны этому сопротивляться, внутренне, интеллектуально, с помощью книг, с помощью того, чтобы создавать другую среду вокруг себя, вокруг наших детей, нужно этим заниматься, нужно на это положить всю жизнь. Тогда будет обязательно какой-то результат.