На Фомино воскресение III

Христос Воскресе!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Не буди неверен, но верен» (Ин. 20, 27) – такими словами восстановил Господь мир в сердце Фомы, а всем последователям Своим и нам с вами оставил великое утешительное обетование: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).

Какой поучительный пример оставил Господь миру через св. апостола Фому? Три года неотступно следовал юный Фома за Учителем. Проникся к Нему полным доверием, переросшим в любовь. Все свои надежды, все свое будущее связал с Ним, только с Ним. Со смертью Христа надежды рухнули, будущность погрузилась в непроницаемую тьму. Мрак вошел в его сознание, и в этом безнадежном состоянии уныния Фома дошел до того, что даже общество таинников-собратьев тяготило его.  А малая община Христова сообща переживала то великое горе, что постигло ее, Фомы же не было среди них. Не было Фомы и тогда, когда апостолам, собранным вкупе, впервые явился воскресший Христос, пройдя сквозь затворенные двери. По-отечески укорив учеников в неверии и жестосердии, Он осветил сердца их неземной радостью веры: Воистину воскресе Христос! А Фома целую неделю оставался в сердечной туге и мраке неведения и даже неверия. Свидетельство собратьев о явлении им Христа его мало утешило. Он дерзновенно заявил, что если не увидит сам следов распятия на теле воскресшего, не поверит. Сердцеведец же Господь милостиво зрел на болящее горем сердце и не дал ему искуситься паче меры. И его утешил Своим явлением, и, преподав мир и дав осязать раны, с кротким упреком привлек его болезнующее сердце к Себе: Не буди неверен, но верен.

И слава Богу! Из уст апостола мир получил еще одно неоспоримое свидетельство Божественного достоинства – воскресения человеческой плоти: Господь мой и Бог мой! Господь же при этой встрече с Фомой зрел через века земную жизнь всех последователей Своих, оставив им и утешительную заповедь: «Блаженны невидевшие и веровавшие» (Ин. 20, 29).

Но я сегодня хочу еще обратить ваше внимание на очень важный момент состояния души человеческой в период, когда ее постигает тяжелая скорбь и уныние. Состояние души апостола Фомы было крайне опасно. В туге сердечной он начал уклоняться от единства собора апостольского. Близка была к нему и опасность дойти до неверия, ибо семя неверия уже дало в душе его первые ростки. Он уже не доверял свидетельству даже духовно близких ему людей. Только вернувшись к собратьям, он узрел Христа. Так верно божественное слово Христа: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них» (Мф. 18, 20).

Не будет ли этот пример для нас с вами жизненно важен, не научит ли дорожить посещением храма Божия и общением с верующими собратьями и сестрами. Но подумаем, дорогие наши, что бы мог сказать нам теперь Христос, взирая на нас и жизнь нашу, на веру нашу? А ведь Он непременно говорит нам. Что слышит наше сердце и слышит ли?

Да, мы верующие, неверными, слава Богу, Он нас не назвал бы. Но, други мои, так ли веруем мы, чтобы услышать от Господа слова: «Ты спасен?» Веруют в Бога иноверцы, веруют сектанты, по слову апостола Иакова: и бесы веруют и трепещут пред Богом. Однако кто назовет их верными? Значит, верить только тому, что нам известно из писания о Боге, не есть еще настоящая, живая вера. Это знание о вере, вера ума. Знание веры необходимо, но само по себе еще далеко от веры, ходатайствующей о спасении. Для спасения необходимо, чтобы наше сердце жило верой, чтобы оно, наше сердечко, вполне доверяло Богу, отдалось Ему. Думаем, что Бог есть; верим, что Он заботится о нас, как о детях Своих, а сердце между тем болит и тревожится: то не так и другое не эдак. И остаемся мы беспомощны, забывая о силе Божией, готовой нам для помощи. Так и скажем сами о себе: вера есть в нас, но вера неверная.

Апостол Павел так определил истинную спасительную веру: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Господь мой и Бог мой! Он моя сила, моя надежда, мое оправдание – только Он, один Он. Вот это и есть сердечная вера, преображающая жизнь нашу. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе» (Флп. 4, 13). К такой вере надо нам стремиться, такой веры просить. Много труда, и немалого, требуется от нас, чтобы получить этот бесценный дар. Но по слову Спасителя: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11, 24).

Бог верен всегда и во всем, Его слово и обетования неизменны. Но и нам предлежит не только верить и доверяться Богу, но и самим быть постоянно и во всем верными Ему. Не изменять Ему никогда, до готовности положить душу свою за верность Ему и Его заповедям. Пример такой веры и верности оставили нам апостолы Христовы. Апостол Фома пронес свою веру, любовь и верность сквозь многострадальную жизнь свою до мученической кончины, предзря Господа, яко одесную Его есть. Будем же, дорогие наши, и мы каждый носить в сердце своем чувство, да и вопль ап. Фомы: «Господь мой и Бог мой!» Он всегда рядом, всегда со мной. И зрит Господь нужду мою в живой спасительной вере и только ждет, когда сам я, последуя апостолам, возопию: «Господи, приложи мне веру!» (Лк. 17, 5) «Господи! Помози моему неверию» (Мк. IX, 24).

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх