На день памяти преп. Серафима Саровского чудотворца. О снисходительном отношении к недостаткам ближних
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов" (Гал. 6:2)
Вот слова великого Апостола, которые мы слышали с вами, мои возлюбленные о Христе чада, ныне за Божественной литургией на Апостольском чтении. Этими словами Святая Церковь призывает нас к истинной, совершенной любви по отношению к ближним.
Сия любовь и выражается в том, чтобы мы взаимно и снисходительно участвовали в несении тягостей, т.е. недостатков наших ближних. Объясняя эти апостольские слова, блаженный Августин говорит, что ничто не делает нас так высокими в очах Божиих, как наше снисходительное отношение к недостаткам ближних.
К сожалению, в наших взаимных отношениях наблюдается совершенно обратное явление: не любовь друг к другу, а жестокость, не снисходительное, а осудительное отношение к недостаткам ближних. Это осуждение является самою излюбленною темою всех наших бесед, причем нередко сопровождается клеветою и чувством злорадства.
Как бы следовало нам всегда помнить слова великого пастыря земли русской о. Иоанна Кронштадтского. Однажды при нем кто-то очень поносил известного о. Иоанну человека. «Правда ли, что все это было?» – спросил великий пастырь своего собеседника. — «Правда», – ответил тот. — «В таком случае, — сказал о. Иоанн, — не будем говорить о грехах своих ближних. У нас своих грехов довольно. И если сравнить наши грехи с грехами тех, которых мы осуждаем, то, может быть, греховность наша собственная превзойдет их греховность».
Так же чутко и бережно относился к душе своего ближнего и великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах о. Амвросий. В бытность мою в Оптиной пустыни в 1910 г. одна из самых преданных и любимых учениц сего великого старца, монахиня Мария, мне говорила, что из всех угодников Божиих самыми великими являются по преимуществу три: Николай Угодник, св. Серафим Саровский и о. Амвросий Оптинский. На мой вопрос, почему она к самым великим святым причисляет только поименованных ею, монахиня ответила: «Потому, что они отличались самою великою любовью к ближним, которая проявлялась в их снисходительном отношении к недостаткам людей».
Однако такою снисходительностью отличался и друг св. Серафима Саровского Антоний, архиепископ Воронежский. По долгу своего архипастырского служения, ему приходилось обличать пороки ближних своих, к нему приходивших. Но он так обличал, что обличаемый не сразу чувствовал этого обличения и думал, что дело касается совсем не его, а каких-то других лиц. И только после слово праведного и прозорливого святителя, как растворенное благодатною солью, являло свою божественную силу, и обличаемый архиепископом Антонием убеждался, что хотя свою обличительную речь владыка начинал издалека, но она касалась лично его недостатков. Часто свое назидательное наставление святитель сопровождал извинением: «Может быть, - говорил он обличаемому им, - я вас огорчил, обидел своими словами, поэтому прошу вас, ради Христа, простить меня».
Но в особенности таким снисходительным отношением к недостаткам ближних отличался преп. Серафим Саровский, ныне празднуемый Церковью. Какую великую любовь проявлял он к людям, явствует из его обращения к приходившим к нему, как к дерзновенному моливеннику и утешителю в скорбях. Он грешным людям кланялся до земли, нередко целовал даже руки у мирян и называл их своею радостью.
Даже к явно порочным лицам преп. Серафим относился с изумительною по снисхождению любовью и других увещевал так относиться к людям. Однажды сын привел к нему свою мать, которая была запойной пьяницей. Сын начал жаловаться преп. Серафиму на мать свою, как она предана пьянству; но великий угодник Божий закрыл его рот рукою и строго сказал: «Нельзя детям обличать недостатки своих родителей, ибо это великий грех». Затем велел несчастной женщине раскрыть свой рот, куда трижды св. Серафим дунул, и с того момента она совершенно исцелилась от пьянства.
Ныне Святая Русская Церковь вспоминает кончину преп. Серафима. Дивная и весьма поучительная для нас была сия кончина. Накануне ее св. Серафим пришел к ранней литургии. Перед каждой иконой он поставил свечку, у каждого инока испросил себе прощение, а после своего причащения он отправился к о. настоятелю и очень долго беседовал с ним. О чем же была беседа у св. Серафима с настоятелем? Оказалось, что весь ум и все сердце его перед смертью были исполнены забот о спасении младшей братии монастыря, о молодых послушниках. Все время он умолял настоятеля снисходительно, по-матерински, относиться к их недостаткам и даже к их падениям. Преп. Серафим в своей любви к ближним был подобен Самому Спасителю, Который не осудил падшей женщины, взятой фарисеями в прелюбодеянии и приведенной к Нему на суд.
За такую великую любовь Господь и послал Саровскому праведнику дивную кончину. Придя к себе в келью от о. настоятеля, преп. Серафим весь день пел победные пасхальные песни. Это пение продолжалось за полночь. А затем великий угодник умолк. Он стал на колени перед самою любимою им иконою Умиления Божией Матери, скрестил руки на груди и так преставился. Надо полагать, что преп. Серафим скончался в 3 часа ночи, ибо в этот час он явился святителю Антонию, архиепископу Воронежскому, и возвестил ему о своей кончине. В тот же час праведный игумен Глинской пустыни, иеромонах о. Филарет, выходя после утрени из церкви, поражен был чрезвычайным сиянием на небе и увидел, как Ангелы возносили душу преп. Серафима к престолу Святой Троицы.
Да поможет нам Господь, мои возлюбленные о Христе чада, иметь эту великую любовь к ближним, это снисхождение к их недостаткам. Как свидетельствует св. ап. Павел, при достижении сей любви мы будем исполнять весь закон Христа, все Его спасительные заповеди. Тогда пошлет Господь и нам дивную, мирную, христианскую кончину. Тогда Ангелы оградят наши души от бесов — при прохождении нами воздушных мытарств — и водворят нас в селениях райских для вечного райского блаженства, чего да удостоит нас Господь ради великого заступления и молитв преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Аминь.