На борьбу за святую трезвость!

На борьбу за святую трезвость!

Ныне на третий день Святой Пасхи по моему приглашению в пределах епархии устроен был, с Божией помощью, трезвеннический праздник в целях борьбы с пьянством народным. Конечно, не везде по разным причинам этот праздник прошел одинаково успешно, воодушевленно, благоплодно. Местами не благоприятствовала празднику и погода. Но местами праздник прошел с трогательным воодушевлением населения. Местами он сопровождался и самыми желательными решениями и начинаниями. Везде же, несомненно, он остановил на себе, а через себя и на пьяной нашей болезни серьезное внимание. Это уже весьма важный плод праздника. Над пьяным вопросом задумались и те, кто вовсе об этом не думали доселе

Так, несомненно, на добрую почву упало сердечное слово нашего Царя, Отца родного народа: «Нельзя ставить в зависимость благосостояние казны от разорения духовных и хозяйственных сил множества Моих верноподданных». Печаль доброго Царского сердца достигла до сердца народного и вызвала в нем отклик должный.

Ныне время благоприятное. Приближается день спасения нашего любезного народа от пьянственной болезни, разъедающей всю жизнь народную. Последнее не приходится доказывать или указывать подробно вам, отцы и братие, призванным духовно руководить православный народ и постоянно видящим все гибельные плоды народного пьянства не только для телесного здоровья и хозяйственного благополучия, но и для души вверенных вам христиан.

Но нам-то, кому вверено духовное руководительство народом к вечной жизни, нам-то тем более и надлежит выйти на деятельную, бодрую и воодушевленную борьбу за благо народа, за спасение его души от гибели в пороке зеленого пьянства. Бесспорна помощь медицины в борьбе с пьянством. Несомненна польза и всех внешних мероприятий. Но все это, в сущности, полумеры. Ибо все это простирается только на внешние условия и проявления пьянственного порока. Главная же его беда в душе человека, или ослабевшего волей, или духовно принизившегося. Душу-то человеческую и нужно поднять перед ней самой, ее поставить на подобающую ей высоту,

Это же самое есть именно дело и долг нас – духовных руководителей народа. Нам вверена душа народная. Мы и должны ее вести по путям правым и спасительным. Поэтому и борьба с проклятым и самим народом проклинаемым пьянством должна быть делом прежде всего духовенства, как носителя пред народом Божиим света Евангелия Христова.

На это и призываю всех Вас, отцы в братие. Из благоговения перед вверенным нам святым делом пастырства, из любви к любезному нашему народу, встаньте все вы от первого до последнего во главе и трезвеннического движения, больше и больше охватывающего всю Россию, во главе и борьбы за святую трезвость против проклятого вина – алкоголя. Мы, как стражи Дома Божия, всегда стоим и должны стоять на виду, чтобы охранять и защищать все и всех от покушающихся врагов или угрожающей опасности. И будем такими стражами, будем впереди и на виду стоять у народа Божия, чтобы не подпускать врага, а подпущенного отражать от вверенного нам народа церковного.

Идите же и от лица Святой Церкви всех и всякого призывайте бодрствовать и трезвиться, призывайте и образованных, и простых, и богатых и бедных, и старых и молодых, чтобы не соблазняли и не развращали друг друга, а, напротив, спасали и отводили друг друга от пьянства и вообще от алкогольного яда отравительного. Во услыша-ние всех властно проповедуйте слово церковное устами святого апостола Павла: пьяницы Царствия Божия не наследуют (1Кор. 6, 10). Сим решительным словом заграждайте уста всем, кто стал бы оправдывать или защищать пьянство и вино. Ибо упивающийся, хотя бы и мало, затемняет свой разум, унижает и свою душу, и тогда, конечно, далек бывает и для Господа Бога. Для душевного же спасения и для общения с Богом потребна духовная трезвенность, духовное бодрствование. Своим горячим огневым глаголом и разжигайте этот пламень ревности о духовном бодрствовании в душах вверенных вам людей Божиих. Воодушевитесь на это спасительное для других дело, предносите всегда пред собою несчастных погибающих от алкоголя людей, предносите себе и высокое назначение так пороком униженного человека, – и возгорится ваше сердце ревностью о вверенном брате, и язык заговорит пламенным словом, от сердца к сердцу посылаемым.

Далее от слов непременно переходите к делу. Нужно помнить, что часто пьянству предаются люди от утраты интереса к осмысленной человеческой жизни, от неумения использовать свободное время, от незнания, где отвести душу, когда она нуждается в успокоении и ободрении... Вот тут и выходите и других выводите на помощь взаимную друг другу и всем немощным. С этой целью и учреждено у нас Епархиальное Братство трезвости, чтобы, в себе объединяя всех борцов за трезвость, руководить и советом и делом всем трезвенническим движением в пределах поместной Омской Церкви. И вы по местам своим заводите, по примеру Епархиального Братства и Общества трезвости, союзы и кружки трезвости и для взрослых, и для детей, и для мужчин, и для женщин. В таких содружествах братских и сойдутся все ревнующие о трезвости и все желающие отрезвиться. В братском объединении все будут находить и воодушевление, и поддержку. А это создаст и такие условия, что не до выпивки всем будет, – у всех будет живое дело в руках, все будут им заинтересованы, как своим родным и дорогим делом. Одни будут устраивать чтения или содействовать их успеху. Другие – привлекать к трезвости. Третьи -детям доставлять разумные развлечения и занятия. Четвертые займутся ухаживанием бедных и больных в приходе. Пятые будут заботиться о чистоте и благоукрашенности храма Божия или сельской школы. Шестые будут трудиться в кредитном товариществе или общественной потребительской лавке и т. д. Работа закипит. Времени всем не будет доставать, а от незнания, как убить время, – и помина не будет. Тут и так все объединяясь, вовремя удобное устроят и паломничество к Святыням, и народный умилительный праздник. И все это будет около отца духовного, который как кокош, по Евангелию, соберет своих чад под крылья свои. Тут все как братья в равной и дружной общей жизни и работе. И да будут такие Братства и Общества трезвости при всякой церкви. Но да не будет их только на бумаге, как это часто у нас бывает со всеми святыми начинаниями, так унижающими нашу жизнь.

А для сего пусть прежде всего всякий будет сам благим примером трезвости. Да не будет среди нас, отцы и братие, таких, кто подавали бы сами пример нетрезвости. Там, где есть, да исчезнет обычай непременно угощаться у угостительных прихожан вином, иногда из боязни – как бы не обидеть угощающего, как бы отказа от рюмки он не счел неуважением к нему. Пусть не будет в этом ни для кого исключения, – и тогда никто не обидится, как не обижаются на совершенно трезвых людей за их отказ выпить. Пусть в этом отношении никто никогда не забывает строгого слова Спасителя о соблазнителях для других. Горе нам – пастырям, если соблазняем на вино наших верных. Тут дело даже не в пьянстве, а только в том, что «и батюшка пьет», если он даже только одну рюмку выпьет. Нужно считаться с народной психологией и с народной слабостью, ищущей себе всякого оправдания. А кроме того, кто поручится, что выпивающий только по рюмочке не будет и горько пить и не сделается пьяницей? Ведь никто не родился пьяницей, а пьяницами делались, начиная только с «умеренного и разумного» выпивания. Итак, трезвость пусть будет священной и обязательной для всех служащих Алтарю Господню, да не соблазним братьев наших, но да научим доброму трезвенному поведению своим примером трезвенным.

Таким путем и идите на борьбу за народное отрезвление. Народ сам видит свою беду от пьянства. Он ищет руководителей себе на этом пути отрезвления и с полной отзывчивостью ловит протянутую ему руку помощи. Но, к сожалению, часто тут попадает ему рука не тех, кто самым своим посвящением призваны быть руководителями народной души и жизни, а тех, кто под прикрытием борьбы за трезвость только для себя стараются использовать народную доверчивость. Именно беспомощен наш доверчивый народ в своей жизни, ради своей темноты и бедности. Но могут же влиять на него разные Чуриковы и сектантские пропагандисты, потому что умеют говорить с народом, знают – как подступить к его душе. Должны уметь это сделать и мы, имеющие преимущество образования перед упомянутыми влиятелями на народ. Только бы появилось святое воодушевление тем путем, о котором я говорил выше. Тогда появится и уменье, и готовность выйти на дело.

И идите бодро на это дело народной помощи. Воодушевляйте его восстать на зеленого змия и сокрушить его силою Креста Христова. Помогайте своим прихожанам добиваться уничтожения соблазнительных по близости винных и пивных лавок, по общественным дружным приговорам. Но научайте, чтобы вместо лавок не развелось тайное шинкарство, еще более гибельное по своим последствиям. Своим словом указывайте весь вред и греховность шинкарства. Обличайте шинкарей и добивайтесь, чтобы само общество преследовало шинкарство и шинкарей-вредителей общественной жизни. И проповедью, и исповедью влияйте на шинкарей, чтобы оставили этот пагубный промысел, чтобы убоялись грядущего на них гнева Божия, как на зложелателей и вредителей для ближних своих.

Отцы и братие мои! Да не будет отныне того, что доселе часто бывает. Разумею то, когда сектанты говорят нам: пока я был православным, я был пьяницей и скандалистом, а теперь я трезв, знаю Евангелие и живу по-евангельски. Сектанты этим гордятся, нас презрительно укоряя, и тем вконец губят благий плод своего отрезвления. У нас же пусть без гордости и укорения других будет святая трезвость в жизни, как это подобает быть у святых христиан, ибо на святость призвал нас всех Христос Спаситель. Да святится же Он в нас. Аминь.

2 мая 1914 года, день святых
мучеников благоверных князей
Бориса и Глеба

Наверх