На Благовещение Пресвятой Богородицы. О смирении
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
По узкой горной тропинке шла, торопилась совсем молодая женщина. Тропинка была каменистая, неудобная, южное солнце обжигало лицо, но женщина все шла и шла… Это была Пречистая Дева Мария; Она спешила в далекую нагорную страну к Своей родственнице, праведной Елисавете, чтобы поделиться с ней радостью благовещения. Радость превозмогала усталость, и кто знает, какие дивные песни хвалы и благодарности Богу слагала в сердце Своем Пречистая Дева? Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Православная Церковь торжественно празднует эту великую радость, начало нашего спасения, прославляя Бога, благоволившего послать архангела возвестить Пресвятой Деве Марии о том, что Она пребудет нетленна и родит Господа, Спасителя мира. Пресвятая Дева Мария смутилась, увидев архангела. Вострепетала нетленная и чистая юница, слыша глас небожителя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Что же за приветствие принес Ей ангел Господень? — «Не бойся, Мария, — разъяснил и успокоил Ее посланник неба, — Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» Еще более смутилась Святая Дева при этих словах ангела и вопрошает его, указывая на Свое девство: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» В ответ ангел сказал Ей: «Дух Святым найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя». Так свершилось начало нашего спасения. И Слово стало плотию. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти!» — восклицает святой апостол Павел. Святые отцы на Первом вселенском соборе утвердили на все времена веру в Господа Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». В глубочайшем смирении Пресвятая Дева Мария преклонилась пред волей Господа Своего и с пламенной любовью засвидетельствовала Свою готовность исполнить ее: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». В это время, действием Святого Духа, совершилось несказанное зачатие, совершилась непостижимая тайна, в которую не могли вникнуть и ангелы. Приходит Единородный Сын Божий в мир для спасения грешного человека, чтобы возвратить ему потерянный рай, чтобы даровать ему Царство Небесное. Дорогие братия и сестры, задумывались вы когда-нибудь над жизнью Божией Матери? Это была жизнь самая скромная, самая смиренная и незаметная; Ее мало кто знал при жизни, и мы знаем о Ней очень мало, будто бы вся жизнь Ее покрыта тайной смирения. Она, верно, знала, хорошо знала, что такое смирение, и нам оно ценно в очах Божиих, если говорится: «Яко призре на смирение рабы Своея…» Сколько сказано о смирении и как мало его в нашей жизни. Смирение — одно из божественных свойств. Смирение — величайшая добродетель и, вместе с тем, величайший дар Божий, без которого спастись невозможно. Смирение совсем не немощь, не приниженность, а, напротив, великая сила. Преподобный Антоний Великий видел однажды сети диавола, распростертые по всей земле. В глубокой печали спросил он Господа: «Кто же может избежать их?» — и получил ответ: «Смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему». Смирение — великая тайна, и ее несомненно знала Матерь Божия. С трехлетнего возраста она воспитывалась в храме, проводя время в молитве, чтении Священного Писания, богомыслии, и кто может проникнуть в тайну Ее внутренней жизни? Кто скажет, каких откровений сподобилась Она от Своего любимого Господа? Среди достоинств смирения и такое: «Смиренный духом приобретает честь». Слово Божие так часто и сильно внушает человеку мысли о смирении, что его нельзя не признать за одну из главнейших христианских добродетелей. На кого Бог взирает оком Своего благоволения? Только на смиренного и сокрушенного духом. Кому Господь обещает истинное величие и славу? Смиренным, как учит святой апостол Петр: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время», и Сам Спаситель говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Тот велик пред Богом, учит святитель Василий Великий, кто «смиреномудренно уступает ближнему и, не стыдясь, принимает на себя обвинения, даже и несправедливые, чтобы через это даровать… великую выгоду — мир». И Матерь Божия Своей жизнью показала пример высочайшего смирения и любви. Она не искала ни чести, ни славы, терпеливо и смиренно неся Свой тяжелый жизненный крест. Она лишь всей душой возлюбила Господа и от Него научилась Его непостижимому смирению, и, по слову Спасителя, за это смирение была вознесена превыше всех земных и небесных творений Божиих, сподобилась чести, равной которой не знал никто. Ведь кто, по учению Спасителя, больший в Царствии Небесном? Тот, кто умалится, как… дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Спаситель наш и Господь особенно Своим примером учит людей смирению, говоря: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» «Вот отеческие и божественные для нас уроки! — восклицает святитель Василий Великий. — Научимся подражать им, чтобы из смиренномудрия воссияла для нас вечная слава — этот совершенный и истинный дар Христов». Дорогие братия и сестры! Мы совсем не заботимся о смирении; мы, наоборот, стараемся показать, что все знаем, все умеем, все постигли. По своей гордости никого не слушаемся: ни родителей, ни пастырей Церкви, ни старших, опытных по жизни людей… Это такой обман, заблуждение, болезнь нашего века; ведь и в здешнем, видимом, мире, к которому мы так привязаны, для нас много всего непонятного, неизведанного, необъяснимого. А уж про духовный мир нечего и говорить. В невидимом духовном мире для нас, грешных и плотских, все — тайна. А тайны открываются смиренным. Ничто духовное не постигается гордым умом. Господь наш, непостижимый в Своем величии, бывает близок лишь тем людям, которые стараются подражать Его смирению. И кто откроет тайну смиренной души? Кто скажет, каково было смирение Божией Матери, если Господь Ей вверил тайну Своего воплощения, Ей доверил попечение о Себе во время Своей земной жизни, Ей открыл тайну спасения грешного мира через Свои страдания, смерть и воскресение? Кто знает, какие еще тайны были открыты Ей? Она все сохранила в молчании. Но смирение не только открывает тайны; оно, по слову апостола, дает благодать. Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. И архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии, что Она обрела особенную благодать у Бога. А благодать Святого Духа дает душе мир и духовную радость, она очищает и украшает душу, дает душе все добродетели; благодать влечет душу к тому, чтобы горячо любить Бога и молиться за всех; весь человек изменяется, если постоянно в душе у него благодать. У нас так мало смирения… Но случалось ли нам встретить смиренного человека? К нему невольно тянет, хочется говорить с ним, быть рядом. Смиренный видит себя хуже всех, а люди возносят его; но еще более его возвышает Господь по Своему неложному обещанию, ибо в очах Божиих смирение ценнее всех подвигов и добродетелей. Невозможно описать красоту смиренной души, невозможно, что называется «от науки» научиться смирению; ему учатся на примерах самой жизни, на собственном опыте… Мы так прилепились к земле, осуетились, и что у нас в душе — совсем не следим, не знаем или не можем разобраться: такое там смятение, постоянное беспокойство, страсти. А вот в душе у смиренного человека всегда глубокий мир, потому что в ней живет Сам Господь. «Душа смиренного, как море, — говорит старец Силуан. — Брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня». И мы это сознаем, и мучаемся, и хотим исправиться, а для этого нам непременно надо смириться. Как же научиться смирению? Если мы заглянем в себя, добросовестно разберем свою жизнь, поступки, слова, желания, то, несомненно, найдем много недолжного, греховного. Мы привыкли, оправдывая себя, указывать на других, что они хуже, но если честно разобраться, то можем найти у ближних наших много добрых качеств, добродетелей, которых совсем нет у нас. А если мы вспомним о Пресвятой Богородице, о Боге Всеправедном и Всесовершенном — всякое слово оправдания и превозношения замрет у нас на устах, и мы со стыдом почувствуем себя никчемными. Наши святые и богоносные отцы жили праведной, подвижнической жизнью, а себя считали последними грешниками; они жили с Богом и в свете Божиих заповедей ясно видели свое человеческое несовершенство, нечистоту, немощь. Смирение, учат они, дается человеку от Бога, если он будет трудиться над собой, смирять себя и молитвой просить его у Бога. «Положи в своем сердце, — учит святитель Василий Великий, — что ты бесчестнее и грешнее всех людей, что ты странник и пришлец… Спеши быть последним из всех и всем слугою. Это принесет тебе честь и славу». Исполнение заповедей Божиих, отсечение во всем своей греховной воли и полное послушание пастырям Церкви, родителям, старшим и всецелая преданность воле Божией — основное средство к обретению смирения. Этому учит смиренная и святая жизнь Пресвятой Девы Марии. Помолимся усердно Царице Небесной, чтобы Она научила нас смирению и спасению, чтобы Она всегда покрывала нас Своим всечестным омофором. Аминь.