На Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Яко призре на смирение рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди!».
Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует эту великую радость — начало и завершение нашего спасения. Сегодня мы прославляем Великого Бога и Спаса, благоволившего послать архангела возвестить Пресвятой Деве Марии о том, что Она пребудет нетленна и родит Господа и Спасителя нашего, и прославляем вочеловечевшегося Господа нашего Иисуса Христа, торжественно грядущего на вольные страдания во имя нашего спасения. Пресвятая Дева смутилась, увидев архангела. Вострепетала нетленная, чистая юница, услышав глас небожителя: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Что же за приветствие принес Ей ангел Господень? «Не бойся, Мария, — разъяснил и успокоил Ее недоумение посланник неба. — Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». Еще более смутилась Святая Дева при этих словах ангела и вопрошает его, указывая на Свое девство: «Как будет это, когда Я мужа не знаю». В ответ на этот вопрос сказал Ей ангел: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Так совершилось начало нашего спасения. И Слово стало плотию. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти», — восклицает святой апостол Павел. Святые отцы на Первом вселенском соборе утвердили на все времена веру в Господа Иисуса Христа: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Церковь же воспевает: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся».
В глубочайшем смирении Пресвятая Дева преклонилась пред волей Господа Своего и с пламенной любовью засвидетельствовала Свою готовность исполнить ее: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». В это время действием Святого Духа совершилось несказанное зачатие. Совершилась непостижимая тайна, в которую не могли проникнуть и ангелы. Приходит Единородный Сын Божий в мир для спасения грешного человека, чтобы возвратить ему потерянный рай, чтобы даровать ему Царство Небесное. На земле Спаситель возвещал людям волю Отца, проповедуя евангелие Царства.
И вот, заканчивая Свой спасительный подвиг, Господь торжественно входит в Иерусалим. Как повествуют святые евангелисты, за пять дней до Пасхи Иисус Христос в сопровождении учеников и множества народа направился из Вифании в Иерусалим. Подойдя к горе Елеонской, Он остановился и послал двух учеников в ближайшее селение, чтобы привели Ему ослицу и молодого осленка, привязанных у одного дома. Когда животные были приведены, ученики покрыли их своими одеждами, Господь сел на осленка и продолжил путь в Иерусалим.
По обычаю евреев тех времен, на осле, покрытом коврами, в город въезжали только цари. Народ, увидя Иисуса Христа, входящего в Иерусалим по-царски, понял, что это обещанный Богом Мессия и что Он идет теперь в Иерусалим для того, чтобы объявить себя Царем и освободить евреев от власти римлян. И начали все оказывать Иисусу царские почести: одни снимали с себя одежды и стелили их по дороге, другие срезали пальмовые ветви, держали их в руках, бросали Ему под ноги, и все радостно восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!», то есть спасение идет к нам через Иисуса, потомка Давидова: пусть прославляется Он, идущий во славу Господа, спасение дается нам с неба.
Когда с горы показался Иерусалим, Иисус Христос заплакал о нем. Он знал, что этот город скоро (через сорок лет) будет разрушен в наказание народа, который теперь прославляет Его, а через несколько дней предаст смерти.
По вступлении Иисуса Христа в город все жители вышли на улицы и крики их были еще более радостными. Слыша торжественные восклицания, враги Христовы готовы были разорвать Его, но боялись народа и только сказали: «Учитель! запрети ученикам Твоим». Господь кратко ответил им, что если они умолкнут, то камни возопиют.
Дорогие братия и сестры! Праздник Входа Господня в Иерусалим — это праздник торжества и радости. Сегодня мы держим в руках зеленые вербные веточки с зажженными свечами. Так же, как и эти веточки, которые во время зимы были безжизненными, мертвыми, а коснулся их луч весеннего солнца, и они ожили, то же самое будет и с нашими телами при воскресении мертвых. Мы радуемся нашему спасению, которое Господь пришел совершить. Горящая свеча означает нашу пламенную любовь к Господу Иисусу Христу, Который идет душу Свою положить за нас. Но, как сказано выше, Господь плакал о грядущем возмездии этому городу и народу за отвержение Спасителя своего. Он плакал о людском непостоянстве: сегодня восклицают осанна, а через несколько дней будут кричать Пилату: «Распни, распни Его!»э Надо и нам чаще проверять свои чувства к Спасителю и к Царице Небесной: действительно ли мы Их любим? Не плачет ли Он и Матерь Божия о нас? Если мы забываем о Нем и упорно грешим, как Ему не плакать о нас? Каждый наш грех это как бы новый удар молотка, которым прибиваются ко кресту руки и ноги Христа. Как не плакать Христу Спасителю и Матери Божией и теперь о нас, когда мы грешим сознательно и бесстрашно? Но неужели мы будем равнодушны к слезам Спасителя и небесной Матери и не доставим Им радости нашим исправлением и покаянием?
Чем же обрела Пресвятая Дева благодать у Бога? Смирением. Постараемся и мы стяжать благоволение Божие смирением, преданностью воле Божией. Задумывались ли вы, дорогие братия и сестры, когда-нибудь над жизнью Божией Матери? Это была жизнь самая скромная, самая незаметная. Ее мало кто знал при жизни, и мы знаем о Ней мало, словно бы вся жизнь Ее покрыта тайной смирения. Она хорошо знала, что такое смирение и как ценно оно в очах Божиих, если говорила: «Яко призре на смирение рабы Своея…»
Сколько сказано о смирении и как мало его в нашей жизни. Смирение — одно из божественных свойств. Смирение — величайшая добродетель и величайший дар Божий, без которого спастись невозможно. Смирение совсем не немощь, приниженность, а, напротив, — великая сила.
Преподобный Антоний Великий видел однажды сети диавола, раскинутые над всей землей. В глубокой печали спросил он Господа: «Кто же может избежать их?» — и получил ответ: «Смиренный спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему».
Матерь Божия Своей жизнью показала пример высокого смирения и любви. Она не искала ни чести, ни славы, терпеливо и смиренно несла Свой тяжелый жизненный крест. Она лишь всей душой возлюбила Господа и от Него научилась Его непостижимому смирению, и за это была вознесена выше архангелов и сподобилась чести, равной которой не знал никто. «Научитеся от Мене, — зовет нас Христос, — яко кроток семь и смирен сердцем». На кого Бог взирает оком Своего благоволения? Только на смиренного и сокрушенного духом.
Святые угодники Божий жили свято и праведно, но считали себя последними грешниками; они пребывали с Богом, и в свете Божиих заповедей ясно видели свое человеческое несовершенство, нечистоту, немощь. Смирение, учат они, дается человеку от Бога, если он будет трудиться над собой, смирять себя, никого не осуждать и в молитве просить его у Бога. «Положи в своем сердце, — учит святитель Василий Великий, — что ты бесчестнее и грешнее всех людей, что ты странник и пришелец… Спеши быть последним из всех и всем слугою. Это принесет тебе честь и славу». Исполнение заповедей Божиих, отсечение во всем своей греховной воли и полное послушание пастырям Церкви, родителям, старшим и всецелая преданность воли Божией — основное средство к обретению смирения и спасения. Этому же учит и святая жизнь Пресвятой Девы Марии.
В умилении сердец сегодня мы прославляем Бога за Его любовь к нам, грешным, и величаем Пресвятую Богородицу: величат души наши Господа и радуется дух наш о Матери Спасителя нашего. «И откуда это нам, — скажем вместе со святою праведною Елисаветою, — что пришла Матерь Господа нашего к нам?» Откуда нам это, что пришла Матерь Божия к нам, в мир, чтобы быть всем нам Покровом и усердной Заступницей?! Поэтому «всяк земнородный да взыграется Духом просвещаем, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: “Радуйся, всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево!”»
Да будет этот святой день для нас началом нашего личного спасения! Да взыграет дух наш, да обновится сердце, да исполнится душа наша благодатной радостью о Господе нашем Спасителе, да пребудем мы с Ним до конца жизни нашей, благодатным заступлением Царицы Небесной. Аминь.