Мы – храмы Божии. Архипастырское слово на освящение храма в Богородице-Казанском Барнаульском женском монастыре
Сказал Иаков: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. (Быт.28:16–17).
До сего дня это величественное здание, как дело рук человеческих, было не чем иным, как только собранием строительных материалов – камней и дерева, скрепленных железом и известью. А теперь, после совершившегося здесь священнодействия, здесь уже не то, что видят наши взоры: это уже дом Божий, это врата небесные. Отныне здесь благоволит обитать Бог; отныне очи Его будут обращены на место сие день и ночь. Входящие сюда да входят как во врата, ведущие к небу. Стоящие здесь да помышляют, что они стоят на небесах.
Этот алтарь есть святое святых, куда могут входить только освященные. Этот престол есть седалище Царя Славы; он есть и жертвенник, на котором приносится всесвятейшая Жертва – Тело и Кровь Агнца Божия, от века закланного за грехи мира. Эти стены храма суть образ вселенной, в которой пребывает Бог, имея престолом небо, а землю – подножием Своим.
Это здание есть уже храм Божий. А храм Божий свят. До настоящего времени всякий мог входить не только внутрь этого здания, но и в алтарь и говорить и делать все, что делается в жилищах человеческих, не опасаясь подвергнуться особенной ответственности как оскорбитель святыни. Но теперь да молчит здесь всякая плоть человеча... и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих отныне будет приходить сюда, чтобы заклатися и датися в снедь верным. Никто да не дерзнет взять что-либо из принадлежащего этому святому храму, чтобы не быть осужденным за тяжкий грех святотатства. К этому престолу и ко всему, что ему принадлежит, да никакоже коснется рука неосвященных.
Говоря об этом новоосвященном храме, принадлежащем святой обители, мы находим благовременным напомнить о тех храмах, которые принадлежат каждому из присутствующих здесь. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – говорит Апостол коринфским христианам (1Кор.3:16). Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого вы имеете от Бога?.. (1Кор.6:19). Кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1Кор.3:17).
Итак, вот храм Божий, принадлежащий каждому из вас, – это тела наши, а с ними купно и сердца наши, и эти храмы – наши тела и сердца – так же освящены были, как этот храм, при освящении которого мы присутствуем.
Когда же совершалось освящение сих принадлежащих нам храмов? Тогда, когда совершалось над нами Таинство святого Крещения, чрез которое отмывается первородный и произвольный грех человека и крещаемый облекается во Христа, подобно тому как омывается при освящении храма престол и облекается в чистые и светлые одежды. Это было тогда, когда чрез Таинство Миропомазания мы восприяли благодать Святого Духа, когда чрез Таинство Причащения мы соединились со Христом, стали причастниками Его Божественного естества.
Мы были тогда столь же святы, как этот новоосвященный храм; сердце наше, исполненное благодати Святого Духа, соделалось престолом Божиим, как этот престол, занимающий священнейшее место этого храма – алтарь.
Храму сему, как дому Божию, подобает святыня в долготу дний (Пс.92:6) – то есть святыня его сохранится на долгие дни.
Но надолго ли сохранилась в нас, как храмах Божиих, та святыня, какая дарована была нам чрез первые Таинства: Крещения, Миропомазания и Причащения? Надолго ли мы сохранили чистоту тела, чистоту сердца, чистоту мыслей после того, как мы соделались храмами Божиими? Увы! Не дотоле ли только, пока продолжалась пора нашего детства? Но лишь только мы вышли из этого возраста, наша чистая одежда крещения стала грязниться, черниться и оскверняться. Первое ложное слово, сказанное нами сознательно, легло первым пятном на нашей чистой одежде крещения. Первое наше упрямство, наше непослушание наложило второе пятно на эту одежду. Первое воровство сделало третье пятно. Таким образом, мы еще в отрочестве довольно позагрязнили и душу, и тело.
Но вот пришла пора юношества. Многие из нас, быть может лишенные доброго христианского воспитания в родной семье и попав в среду развращенного товарищества или дурного общества, подобно евангельскому блудному сыну, расточили богатство добродетелей, приобретая один за другим новые пороки и новые страсти: пьянства, разврата, забвения о Боге, неверия, кощунства, погони за наживой нечестными путями. Храм душевный и телесный оказался весь оскверненным. Наше сердце мы сделали жилищем сатаны; члены нашего тела мы сделали орудиями греха для служения сатане. Посему, как растлители храма, мы подлежали каре. Не за то ли мы и были наказуемы то болезнями, то несчастьями, то лишением имущества, потерей самых дорогих нам людей?
Но правда Божия, наказуя, не умерщвляла нас, премудро ведя нас ко спасению. Благость Божия, вместо вечной кары, уготовала нам новую милость. Не желая нашей погибели, она дала нам новый способ очищения – чрез Таинство Покаяния. Когда отягченная грехами совесть вызывает в грешнике слезы сокрушения, тогда эти слезы раскаяния привлекают на него милость Божию. Когда этот грешник, подобно блудному сыну, исповедуя грех свой, взывает: «Отче! Согреших на небо и пред Тобою», тогда ему через служителя Христова изрекается слово прощения от Того, Кто взял на Себя грехи мира и Кто один имеет власть прощать грехи человекам: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф.9:2; Мк.2:5).
Так, грешник прощен. Храм души его чрез таинственное приобщение Тела и Крови Христовой освящен. Остается грешнику только соблюдать себя во святыне и вперед не грешить.
О, если бы он и после сего сохранил эту святыню в долготу дней!
Но возвратимся к слову о новоосвященном храме. Настоящий день да будет навсегда знаменательным днем для святой обители, как день милости Божией для нее, ибо она сподобилась получить новый храм – как новое место благодатного пребывания Божия с человеками среди обители, как дом Пресвятой Девы Богоматери, Которой посвящен этот храм и покровительству Которой отдала себя эта обитель. Да будет этот храм вечным памятником о благочестивой строительнице его, предавшей Господу и Его Пречистой Матери не только свое имущество, но и себя саму и избравшей местом пребывания своего скромную келлию этой обители, устроенной ее средствами.
А в отношении к храму сему насельницы обители да сохраняют всегда в памяти своей и в мыслях своих, что здесь место святое – дом Божий, и сия врата небесная (Быт.28:17), а потому стояще в сем храме славы Божией – на небеси стояти да мнят. Охраняя святыню сего храма, да блюдут святость и чистоту храма своих душ и телес. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1Кор.3:17).