Муж гнева. (Речь в память Владимира Владимировича Оловеникова 22 февраля 1908 года.)
Некогда пророк в ужасе от разрушения и опустошения родной земли молил Господа: «Излей гнев и ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего: ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили... Шатёр мой опустошён, и все верёвки мои порваны; дети мои ушли от меня, и нет их, некому уже раскинуть шатра моего, и развесить ковров моих. Ибо пастыри сделались бессмысленными, и всё стадо их рассеяно» (Иер. 10:25, 20).
Вчитываешься, вдумываешься в эти слова, прозвучавшие две с половиной тысячи лет назад, применяешь каждое слово к пережитому в наши дни, – и какое видишь совпадение, какую живость изображения современности! И восстают в воображении те мужи гнева, что в лихолетье русской жизни не стерпели, видя, как съедали, пожирали и истребляли враги родную русскую землю, как колебался шатёр нашей государственности, как и дети, и пастыри, – вожди и управляемые обезумели и оставили родину на страдания и грядущую гибель. Не стерпело их сердце, и тогда выступили с горячим словом и горячим призывом к борьбе, выступили, охваченные священным гневом, многие из таких людей, которые до того времени молчали, казались даже равнодушными и безучастными к общественной и государственной жизни.
Таким мужем гнева был и поминаемый ныне и оплакиваемый нами Владимир Владимирович Оловеников, основатель и руководитель газеты, которая в два последних года вызывала такую злобу у врагов и предателей родины. И он выступил на свой подвиг совершенно неожиданно не только для других, но и для себя самого.
«До нашей революции, – говорил Владимир Владимирович, – я был совершенно равнодушным человеком, занят был часто интересами пустыми и ничтожными. Конечно, я не был врагом Царя и русского народа, и, например, никак не мог себе представить, как это можно идти на борьбу с Царём, не говоря уже о преступлении против Его личности. Но я был холоден. Пусть-де идёт жизнь, как она идёт... Но вот наступило вооружённое восстание в Москве, и тут что-то такое особенное со мной случилось, спала повязка с глаз, жизнь мне открылась, я увидел ясно, куда мы движемся. И от моей холодности не осталось следа. Теперь я фанатик патриотизма, теперь я сгорю на моей работе, умру, но не сдамся». Когда приходили тяжкие дни для его газеты, и грозила ей опасность прекращения, он страдал невыразимо и при всей своей вере говорил, что дня смерти своей газеты он не переживёт...
Теперь не время и невозможно разобраться во всех подробностях деятельности почившего; это сделает история. И только в исторической перспективе будет оценена трёхлетняя та истинно каторжная работа, которую выносил на своём угасающем организме В.В. Оловеников, при постоянной материальной нужде. В дни вооружённого московского восстания, под гром выстрелов, под гул революционных сплетен, уже хоронивших Царя и Россию, в виду высящихся баррикад, в те дни, когда ни одна газета не выходила, покойный стал издавать свой листок-газетку. Смело и резко поносил он революционеров, пальцем указывал на их главарей, прямо называл вдохновителей смуты – евреев, давал настоящие имена и Герценштейну, и Иоллосу, и сановитым московским оппортунистам, игравшим со смутой и дававшим «улыбки» революции... Он был неподражаемый мастер на меткие названия, заглавия, сообщения, и всегда попадал не в бровь, а в глаз. И странное дело; его газетку раскупали революционеры, брали евреи; при всеобщем бойкоте правых газет, «Вече» продавалось всюду, потому что на газету всюду был спрос. И сам Оловеников ходил совершенно свободно по городу, открыто показывался в ресторанах, на вокзалах, в театре. Он получал бесконечное число угрожающих писем, и, тем не менее, на него не сделано было ни одного покушения. Он начал издание, имея буквально гроши в своём распоряжении. Но необыкновенная практическая смётка, редкая, чисто американская предприимчивость и энергия, неизменная добросовестность и честность, – всё это дало ему возможность поддерживать издание, пользоваться сочувствием читателей, и даже с января текущего года обратить своё издание в ежедневную газету.
Это – «уличная газета», – таков общий приговор «прогрессивной» прессы. Да, но если вспомнить, что сделали различные «Почты», «Листки» и «Мысли», уличные газетки еврейско-освободительного направления, сколько зла они посеяли, скольких ввели в обман, как они служили революции, как они безраздельно владели улицей, то тогда только станет ясно, какую великую услугу правому делу оказало «Вече».
В борьбе с крамолой ни одна газета не принесла столько услуг, как «Вече».
Самого Оловеникова мало знали. Его многие представляли себе как какое-то чудище. На самом деле это был изумительно добрый, кроткий человек, застенчивый, всегда прятавшийся по углам в больших собраниях, не искавший никаких знаков уважения, приветствий, рукоплесканий, – воплощённая скромность.
Он был муж гнева. Но ему пришлось жить и действовать в то время, в такие тяжкие дни, когда нельзя было с безоблачным челом вести приятные разговоры с убийцами, с изменниками и низкими предателями. В гневе, охваченный негодованием, страдая за родину до слёз и боли, он мог ошибаться, переходить меру в резкости суждений. Но гнев его был дитя любви; он возлюбил много.
И библия представляет нам даже кроткого Давида – мужем брани, и Соломона – мужем мира, но обоих восхваляет, указывая на то, что они всё делали для Господа и для своего народа. И мы пережили такие годы, когда по необходимости многие кроткие люди, многие, которых манила жизнь религиозного подвига или уединённого мирного научного труда, исходили на брань с врагами родины.
Да будет мир и покой его измученной душе! Да будет милостив Господь к его страдальческому гневу! Да простятся ему вольные и невольные прегрешения за то, что он возлюбил много, возлюбил пламенно святую веру и Церковь, святую родину и русский народ и служил в чести и чистоте Царю своему.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).