Мудрость Христова. Слово в день Успения Божией Матери, 1908 г.
Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе (Флп. 2:5).
Если вы внимательны к богослужению святой Церкви вообще и в частности к богослужению нынешнего праздника, то вы должны заметить, что в дни, посвящённые в честь и память Пресвятой Богородицы, очень часто возглашается апостольское чтение, начальные слова которого мы только что привели: «Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Эти слова мы слышали и сегодня. Очевидно, святая Церковь избрала такое апостольское чтение для Богородичных праздников потому, что оно весьма близко подходит к духовному образу и свойствам Богоматери. В Ней именно мудрствовалось то, еже и во Христе Иисусе, и иначе, конечно, и быть не могло.
Но так как наставление апостола относится ко всем христианам, то и нам ныне и по долгу христианскому, и ради прославления Богоматери, и для подражания Ей полезно вдуматься в наставление святого апостола.
Апостол пишет послание своё к Филиппийцам, т.е. к уверовавшим христианам города Филиппы, в Македонии, далеко ещё к югу, за берегами расстилающегося у вашего селения Чёрного моря. Думают некоторые учёные, что в то время в городе Филиппах жили славяне, наши древние предки и соплеменники. Если это верно, то, как дорого для нас это слово первоверховного апостола к нашему славянскому роду, и как отрадно нам читать это послание! Оно дышит особой нежностью и любовью; в нём находим мы отрадное свидетельство апостола о том, что из всех тогдашних христиан филиппийцы особенно трогали сердце апостола своей верой, смирением и послушанием. Как радостно нам слышать эти слова апостола к филиппийцам: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда, во всякой молитве моей за всех вас, принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа, и молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Флп. 1:3-9).
Говорят, далее, учёные, что те же предки наши и единоплеменники жили потом и здесь, в Крыму, который был некогда славянским, до прихода сюда татар и прочих инородцев. Если и это верно, то здесь новое нам побуждение вслушаться в слова апостола, чтоб исполнить его святое и дорогое для нас пожелание, чтобы возрастать нам в познании и во всяком чувстве, чтоб усвоять нам мудрость Христову.
И воистину, наш род славянский, преимущественно же наш свято-русский народ больше всего на свете ценил и ценит не мудрость мира сего, не гордые познания ума человеческого, воздымающегося часто на разум Божий, а именно мудрость Христову, так что хочется верить и сознавать, что как бы особливо к нашему православному русскому народу относятся эти краткие, но глубокие, неизмеримо глубокие и вековечные слова наставления апостольского: «Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Но что же, спросите вы, что именно мудрствовалось во Христе Иисусе?
Сам апостол отвечает и разъясняет: «Он, Иисус Христос, был образом Божиим и равен Богу, однако, Сам Себя Он умалил, образ раба принял, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек; Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти какой? – смерти крестной. А посему-то и Бог Его превознёс, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»! (Флп. 2:6-11).
Вот оно, мудрствование Христово! Это мудрость смирения и самоотвержения, мудрость исполнения воли Отца Небесного, мудрость служения воспринятому на себя, даже добровольно, долгу, мудрость служения не себе, а другим! А посему апостол делает такой вывод для верующих, желающих иметь мудрость Христову, и пишет своим возлюбленным филиппийцам: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, – то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению, т.е. из любви и склонности поспорить, или по тщеславию, т.е. по горделивости и хвастовству, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе»! (Флп.2:1-5).
И смотрите теперь, поучаясь, как эта мудрость Христова отобразилась в Его Пречистой Матери, – и в жизни Её, и в самом успении. Смиренно приняла Она в своё время весть архангела о рождении от Неё Сына Божия: «Се раба Господня; буди мне по глаголу Твоему» (Лк. 1:38), – так ответила Она небесному посланнику, хотя знала хорошо, и притом Сама исповедовала, что честь Её и слава теперь выше всего в мире, что отныне ублажат Её вси роди. И с тем же смирением встретила Она того же небесного вестника, с ветвью рая явившегося к Ней возвестить Её кончину. Редко говорит о Ней святое евангелие: Смиренная Дева, Матерь Иисуса, молчит, в Своём смирении всё слагая в сердце Своём. Поют ангелы в час рождения Её Сына и Бога, славословят пастыри, поклоняются волхвы: Она молчит. Потрясаются грады при входе Иисуса Христа во дни Его учительства, народ прославляет Чудотворца, несметные толпы ходят за Ним, восклицают женщины в избытке духовного восторга и благоговения: «блаженно чрево, Тебя носившее, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27), как это мы слышали и сегодня в евангелии: Она, Богоматерь, молчит. Ирод злобствует и безумствует, фарисеи строят козни; зреет предательство, окаянствует Иуда; страшное дело совершается, – на кресте распятый и мучимый висит Сын Божий и Сын Марии. Тут оружие, Симеоном предречённое, пронзает сердце Матери; тут исполнился его глагол в этот час страшный и ужасный. Земля колебалась, и омрачалось небо, солнце померкло, ангелы служаху страхом и трепетом, полные ужаса, тут камни разверзались и вставали мертвецы; тут невиданное, неслыханное, единственное преступление богоубийства совершалось народом проклятым и отверженным... Всё перенесла в Своём смирении Пресвятая Дева. Тем же и Её Бог превознесе: видела Она радость воскресения, зрела вознесение Сына Своего на небо, зрела сошествие Святого Духа, видела распространение веры во Христа в мире, дождалась и в час успения пришествия апостолов, пения ангелов, – и се Сын Её и Бог Сам явился и взял в вечные чертоги славы Её душу; взято потом было и Её пречистое тело. Но и по успению Бог Её превознесе, и даровал Ей имя, еже паче всякого имени, и славится Она честнейшей херувим, и славнее без сравнения серафимов, высшей небес, чистшею светлостей солнечных, Владычицей мира, и отныне, и доныне и во веки веков ублажают, и ублажат Её вси роди...
И смотрите, далее, но уже поучаясь иным поучением: горя стыдом и устрашаясь страхом и ужасом, в предчувствии грядущих бед и скорбей, – смотрите, как далеко мы теперь отошли и всё дальше и дальше отходим от этой мудрости Христовой.
Мудрость бесовская, богоборная, мудрость лживая, мудрость гибельная всё больше и больше воцаряется среди нас. Слышали и вы, и особенно слышали окружающие вас селения, как Михайловка и другие, эту сатанинскую премудрость.
Апостол завещает нам иметь одни мысли: а нам новые учители, сыны погибели, больше всего старались внушить разномыслие и на своих буйных собраниях (митингах) силились убить и поносили ту мудрость Христову, мудрость веры, смирения, покорности и послушания, которой жил тысячу лет и был силён наш народ.
Апостол завещает нам иметь «ту же любовь»; а нам внушали ненависть и зависть к Царю и к властям, к богатым и сильным, как будто от того мы сами сделаемся и богатыми, и сильными, – и говорили это чаще всего люди, сами утопающие в деньгах, – в деньгах или накраденных, или получаемых предательски от того же правительства, против которого они на казённый счёт направляли бунты и революции, или, наконец, собираемых прямо, как подкуп от врагов нашего народа и родины.
Апостол говорит нам: будьте единодушны. А нас хотели и хотят разодрать на враждебные партии, нам говорят не о мирном сожительстве, а о борьбе и взаимной ненависти различных сословий и классов общества и государства.
Апостол учит: ничего не делайте по любопрению, а нас наставляют со всеми и обо всём спорить, спорить с Царём и даже с Богом.
Апостол предупреждает не поступать по тщеславию. А нам новые учители только и обещают одно тщеславие: будешь, говорят, сам господином, будешь сам правителем, будешь сам чуть не царём, только бунтуй, убивай, режь, слушайся новых сатанинских наставников, прикрывающихся то именем науки, то благом общественным, а на деле себе прочищающих путь к власти и обогащению.
Апостол учит: почитайте один другого высшим себя. А новые учители наставляют никого не считать выше себя, никому не повиноваться, никого не слушать, себя объявлять и богом, и царём, и властью.
Слышим вековечный апостольский завет: «Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Мудрость же Христова есть смирение, а не гордость; есть служение не себе, а другим; есть исполнение того, что должно, а не того, что приятно или полезно. Когда врач во время болезни и особенно такой, какая теперь приближается, т.е. заразительной холеры, не бежит от больных, не занимается, как мы видели иногда, политикой и государственной изменой и бунтами, а лечит больных, невзирая на опасность смерти, и это делает не ради земной чести, а во имя Бога: это мудрость Христова. Когда отец и мать терпеливо сносят труд и лишения жизни ради блага и покоя детей; когда дети покорны родителям и, подавляя в себе бурные порывы младости, подчиняют свою волю воле родителей по чувству долга и по доверию к ним; когда солдат по долгу присяги на поле брани прощается навек с белым светом, с родными и близкими и отдаёт молодую жизнь свою за веру, царя и родину; когда подданный, как ни тяжело бывает, исполняет всё повинности и труды ради повиновения Богом данному Царю и правительству и ради служения родному народу; когда, слушая учёного и искусного в слове совратителя и его дьявольские, завлекательные речи и обещания всяких благ, верный сын Церкви и отечества, по сознанию долга, не поддаётся соблазну; когда священник идёт к заразительному больному для молитвы и утешения, и когда он, по своему долгу, говорит правдивое, но горькое слово поучения и вразумления людям не Христова духа, с опасностью для себя получить всевозможные неприятности и даже самую смерть, как приял её зарезанный руками безбожных революционеров бывший ваш батюшка, новый мученик отец Владимир Троепольский: то всё это есть мудрость Христова.
Стойте, братие, в этой мудрости непоколебимо; да стоит в ней весь наш верующий, добрый русский народ. И тогда Бог нас превознесёт не мирской и тленной, а небесной и бессмертной славой, и дарует нам имя, еже паче всякого имени. Имя же это, самое высокое и дорогое для христиан, есть таковое: верные ученики мудрости Христовой. Аминь.
*Местность сильно была подвержена революционной пропаганде вследствие того, что здесь – земская грязелечебница, укрывавшая одно время революционных агитаторов.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).