Проповеди на праздники:


Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться... Слово пред молебным пением в Крестовой архиерейской церкви о здравии благочестивейшего государя императора Александра Александровича по случаю полученного известия о болезни его императорского величества

Во все концы России несется теперь тревожная весть, миллионы уст повторяют теперь одно имя: «Государь» – и вопросы: «Что? Как?» Миллионы сердец носят в себе одни чувства: беспредельной любви и заботы о царственном больном, страха и надежды относительно исхода его болезни. Вся многомиллионная русская семья теперь мысленно собирается в царственный чертог к своей священнейшей, боговенчанной и богохранимой главе, склонившейся к возглавию болезненного одра. Все мысленно окружают одр с полною готовностью отдать все, и самую жизнь, за эту одну священнейшую жизнь.

Верующая Россия знает, что эта драгоценнейшая жизнь находится во власти Того, Кто мертвит и живит (1Цар.2:6), Кто болети творит и паки возставляет (Иов.5:18).

Верующие сыны России ведают, что это царственное сердце, теперь болезненно бьющееся, всегда было в могучей руке Божией, многократно и чудесно хранившей жизнь его, направлявшей движения его по Своему Божественному изволению. Тогда и в опаснейшие минуты для жизни этого сердца мы были свободны от заботы и страха – так быстро и неожиданно для нас совершалось его хранение и спасение. Нам оставалось только дивиться, славить Бога и радоваться о спасении царя. Но теперь нам дано видеть опасность для этой драгоценнейшей жизни, чувствовать страх этой опасности. Мы все теперь призываемся к заботе о хранении и спасении жизни помазанника Господня.

Правда, мы знаем и уверены, что бдительно охраняющие царский престол теперь заботливо окружают болезненный одр царя, что около сего одра теперь собраны вся беспредельная любовь и нежность царственной семьи, и вся мудрость и опытность современной науки, и все обилие средств для борьбы с болезнью. Но этот одр болезни заключает в себе слишком дорогую жизнь, чтобы оставить ее на попечение только немногих, хотя нежнейших и преданнейших сердец и опытнейших рук. Тот, кто живет для всех, должен быть храним заботою и жизнью всех.

Но где это действительное и для всех доступное средство, которое могли бы употреблять все, чтобы сохранить августейшую жизнь и здравие царя, с которыми соединены благополучие и жизнь государственной семьи?

Это могущественнейшее средство нам указано Церковью. Оно заключается в молитве о царе. Верующие души знают, сколь сильно это врачевство против всякой болезни. Его признают и мужи врачебной науки, особенно те из них, у которых с богатством знания и опыта соединяются уважение к долгу и хранение чистоты совести.

В силе этого средства им доводится убеждаться особенно тогда, когда у них истощаются все научные средства для борьбы с болезнью. Мы научены верою, а многие из опыта познали, что много может молитва и одного праведнаго поспешествуема (Иак.5:16), а тем более – усердная молитва Церкви. Почему нам и дана заповедь: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак.5:16). Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним... И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь (Иак.5:14–15). Нам, чадам Православной Церкви, должно быть особенно ведомо могучее действие молитвы против опаснейших болезней, когда на слуху нашем совершается столь много поразительных исцелений по молитвенному ходатайству святых Божиих, наипаче же Небесной Заступницы рода христианского, к Которой самую живую и твердую веру питают и августейший больной, и царственная семья его.

Итак, помолимся молитвой веры, удалив всякое сомнение и твердо веруя, что там, где хощет Бог, побеждается и естества чин и исцеление болезней, иногда признаваемых неизлечимыми, даруется скоро, просто, сколько необъяснимо, столько же и очевидно.

Господи, спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя (Пс.19:10)!

Проповеди на праздники:

Наверх