Моление о чаше и его параллели в Ин.
В Гефсимании, по свидетельству синоптиков (Мф.26:36–46; Мк.14:32–42; Лк.22:39–46), Господь пережил тяжелую внутреннюю борьбу, которая выразилась в молении о чаше. Первые два евангелиста передают эту борьбу с большими подробностями. Они сообщают, что при ней присутствовали три ученика: Петр, Иаков и Иоанн – и что Господь три раза прерывал молитву обращением к ученикам. Лука, опускающий эти подробности, передаёт другие: кровавый пот и помощь ангела. Впрочем, стихи Лк.22:43–44 хуже засвидетельствованы в истории новозаветного текста, чем отрывок в целом. В Ин. синоптическое моление о чаше имеет две отдаленные параллели. Одна относится к последней встрече Иисуса с народом (Ин.12:27–28). Как и в Гефсимании, Иисус пережил тогда минутное изнеможение. Он преодолел его молитвой о прославлении имени Отчего. Но по времени ближайшей параллелью является Первосвященническая молитва Ин.17. Мы видели, что и произнёс её Иисус под открытым небом, прежде чем перейти через поток Кедрон. Её и по содержанию позволительно понимать как раскрытие моления о чаше, именно второй его части, в которой Иисус подчиняет Свою волю воле Отчей. Говоря о состоянии учеников во время Гефсиманского борения, евангелисты не противополагают Иоанна Зеведеева двум другим. Но они его не противополагают им и в других случаях. Не проник ли Иоанн уже тогда в тайну моления о чаше и не поведал ли он её, умудренный опытом жизни, в годы своей старости? Этот вопрос мы можем только поставить.