Проповеди на праздники:


Мнения об авторстве Евр. в древней Церкви

В сознании Церкви Евр. есть Послание апостола Павла. Но это убеждение было высказано Церковью не тотчас и не одновременно во всех частях христианского мира. Только начиная с V в. Павлово происхождение Евр. не вызывает возражений и не сопровождается ограничительным толкованием. В начале II в. Тертуллиан приписывал Евр. Варнаве. Трудно сказать, было ли это его личное критическое мнение, или он выражал предание, принятое в известных кругах западного христианства. Несомненно одно: представление об ап. Павле как авторе Евр. не пользовалось всеобщим распространением на Западе. Мы его встречаем у старших представителей Александрийского богословия, но уже современник Тертуллиана, Климент, думал, что греческий текст, в котором до нас дошло Евр., есть перевод Павлова оригинала, сделанный кем–либо из его учеников, а ученик Климента, Ориген, противопоставлял в Евр. Павловы мысли и не Павлово изложение. Ориген признавал, что предание не без основания называло Евр. Павловым, но кто был его автором, этого Ориген сказать не мог. «Это знает один Бог». Формула Оригена может быть выражением проблемы Евр. и для нашего времени.


Проповеди на праздники:

Наверх