В храме святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино. 15.06.2012 г.
«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Димитрий, дорогие отцы, дорогие братья и сестры!
День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского — очень памятный для меня день. Двадцать два года назад на Поместном Соборе Русской Православной Церкви совершилось это великое событие. Я тогда был 24-летним иеромонахом, самым молодым делегатом Поместного Собора и представлял Виленско-Литовскую епархию. Я хорошо помню этот момент — прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского, человека, чью память искусственно замалчивали в течение всего времени господства воинствующего атеизма в нашей стране. Чье имя не упоминалось даже на страницах «Журнала Московской Патриархии», потому что бдительная советская цензура вычеркивала его, как «черносотенца и монархиста», но чья память почиталась верующим народом, несмотря на все запреты и отсутствие его имени в церковном календаре.
И вот настал тот день, когда тяжкие оковы безбожного ига были сброшены нашим народом. Когда Церковь вышла на свободу, то одним из первых ее деяний стало прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского, великого чудотворца земли Русской, просиявшего в ту эпоху, когда силы зла ополчились на нашу страну, когда народ был раздираем революционными настроениями, когда Лев Толстой проповедовал свое псевдохристианство, когда революционеры шныряли по городам и селам нашего Отечества для того, чтобы соблазнить своим лжеучением простых людей. И тогда Господь воздвиг его как пророка, как человека, который никого не боялся. Не боялся ни прессы, ни гонителей, который смело проповедовал Правду Божию. Ту Правду Божию, которая была неудобна для людей, отходивших от Церкви, которую ненавидели революционеры.
И вот, в этот день, на Поместном Соборе, том самом Поместном Соборе, который избрал Святейшего Патриарха Алексия, и совершилось прославление этого великого угодника Божия. Я помню, как была отслужена последняя панихида по нему, а вслед за этим — первый молебен ему как новопрославленному святому. Это был такой трогательный момент, что, я думаю, все, кто тогда присутствовал на этом богослужении, сохранили его в своей памяти и сохранят до конца своих дней.
О святом праведном Иоанне Кронштадтском можно было бы говорить очень много. Один только его духовный дневник, который называется «Моя жизнь во Христе», является источником духовных сокровищ и глубочайшего христианского богословия. Богословия не теоретического, которое бы сложилось за письменным столом или в библиотеке, а богословия, которое исходило из самой сердцевины его жизни во Христе. А его жизнь во Христе своей сердцевиной имело святую Евхаристию — причащение Святых Христовых Тайн.
В ту эпоху, когда православный катехизис говорил, что долг православного христианина — причащаться четыре раза в год, в ту эпоху, когда многие верующие люди, православные христиане приступали к Причастию один раз в год, и происходило это Великим постом, когда на литургию приходили, чтобы ее «отстоять» или «отслушать», но не для того, чтобы быть ее подлинными участниками и причастниками! Вот в эту самую эпоху охлаждения евхаристического благочестия Господь воздвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского как пророка, который узнал о силе спасительной Евхаристии не из книг, не из обучения в духовной семинарии, а из своего собственного пастырского опыта. Который служил Божественную Литургию каждый день, и в праздники, и в будни, и тысячи человек собирались каждый раз на эту пламенную службу, пронизанную духом молитвы и духом единения со Христом.
Он допускал ко Причастию всех, кто этого желал, и это было удивительное зрелище, которое описывают те, кто были его свидетелями и участниками. Когда целый храм собирался для того, чтобы вместе, «едиными усты и единым сердцем» прославить Бога и чтобы вместе приступить к святой и спасительной чаше Христовой.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский никого не отталкивал от святой чаши, как иной раз, к сожалению, делают некоторые наши пастыри, которые говорят, что причащаться нельзя в такие-то дни, или причащаться нельзя по тем-то причинам, или причащаться нельзя, когда поста нет…
И мы спрашиваем себя, для чего же Церковь установила, например, в Пасхальную седмицу каждый день совершать Божественную Литургию? Разве не для того, чтобы мы причащались за этой Литургией? Ведь не для того ли Церковь предписала не совершать литургию в некоторые дни Великого поста, чтобы в эти дни мы воздерживались от Причастия из чувства покаяния?
Святой праведный Иоанн Кронштадтский из самого церковного календаря, из Типикона, из церковного устава узнал, для чего совершается Евхаристия, а собственный пастырский литургический опыт научил его тому, что Евхаристия – это главное лекарство, главное средство для спасения. Поэтому она всегда и всех призывал причащаться Святых Христовых Таин, и на страницах его дневника «Моя жизнь во Христе» очень много и очень часто говорится о Евхаристии, о ее спасительной силе и о том, почему православный христианин призывается причащаться Святых Христовых Таин.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вслед за многими другими святыми отцами напоминал, что нет более сильного средства, которое соединяет нас с Богом, чем Святая Евхаристия. Сам Господь наш Иисус Христос установил это Таинство, чтобы мы не просто молились Ему, не просто исполняли Его заповеди или читали евангельские рассказы о Нем, но чтобы мы духовно и телесно соединялись с Ним, чтобы Его Тело становилось частью нашего тела, чтобы Его Божественная Кровь становилась частью нашей крови. И обо всем этом многократно — и устно, и письменно — говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Эти его слова остались для нас как завет, которому мы призываемся следовать в нашей жизни.
И еще он говорил о том, что святая Евхаристия, соединяя нас с Богом, соединяет нас и друг с другом. Как говорится в одной из евхаристических молитв, «соедини нас друг ко другу во единого Тела и Крови Причастие». Нет большей общности между людьми, чем та, которую дает Святая Евхаристия. Мы приходим сюда, подчас не зная друг друга, но здесь мы соединяемся в единое тело Церкви. Мы ощущаем себя членами этого единого тела, исполняемся духовной благодатью, исполняемся Божественной силой, которая помогает нам не только на нашем собственном, индивидуальном жизненном пути спасения, но и помогает нам всем вместе идти по этому пути, вести друг друга, помогать друг другу, чувствовать, что мы члены единого Тела Христова.
В те самые трудные годы, когда Церкви было почти все запрещено, кроме того, чтобы тихо и скромно существовать где-то на окраинах больших городов: когда была запрещена любая просветительская или благотворительная, социальная или иная деятельность Церкви, тогда многие люди даже не знали о существовании Церкви — именно Святая Евхаристия помогла нашим родителям, нашим бабушкам и дедушкам сохранить святую православную веру. Все было запрещено, Библию невозможно было достать. Книги Иоанна Кронштадтского распространялись только в самиздате и были доступны очень узкому кругу людей. А Евхаристия продолжала совершаться. Люди продолжали приходить на нее и причащаться Святых Христовых Таин. Именно Святая Евхаристия, совершаемая вопреки злой воле века сего, помогла нашей Церкви выстоять в эти трудные годы гонений, помогла святым новомученикам и исповедникам российским, которых было великое множество, совершить свой мученический и исповеднический подвиг. Именно Святая Евхаристия стала залогом того возрождения церковной жизни, которое началось на рубеже 80-х и 90-х годов и продолжается по сей день.
И не случайно начало этого пути возрождения совпало с прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он говорил о силе Евхаристии, о силе молитвы. Он говорил, что сила Христа победит все силы лукавого и его приспешников. Он предсказал, что совершится революция, но он был нашим небесным молитвенником и предстателем в течение всех долгих 70 лет безбожия. И благодаря его молитве наша Святая Церковь возродилась.
Сегодня мы прославляем его как великого угодника Божия. Мы радуемся тому, что воздвигаются храмы по всей земли, по всему лицу святой Руси — в том числе в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, подобные тому, в котором мы сейчас находимся, и тому, который созидается здесь, в непосредственной близости от этого храма. Мы верим и надеемся, что Святая Евхаристия, которая будет совершаться в этих храмах, станет залогом духовного возрождения всего нашего отечества, всех людей, живущих в нашей стране, тех, кто знает о Божественной силе Евхаристии, и тех, кто еще не знает.
Дай Бог, чтобы каждый из нас, причащаясь Святых Христовых Таин, исполнялся этой Божественной и пророческой силой, которую Сам Господь подает нам. Дай Бог, чтобы мы находили в себе силы не только самим идти по пути ко спасению, но и других людей приводить ко Христу».