Религиозная жизнь – это сердце человека, обращенное к Богу. 10.12.2017

Религиозная жизнь – это сердце человека, обращенное к Богу. 10.12.2017

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки мы слышали о том, как Господь Иисус Христос, придя в день субботний в синагогу, исцелил женщину, которая на протяжении многих лет была сгорбленной и не могла разогнуться. Это одна из многих историй в евангельском повествовании, связанных с тем, что Господь Иисус Христос, с точки зрения фарисеев и книжников, наблюдавших с пристрастием за Его деятельностью, нарушал субботу.

Заповедь Божию о том, что один день в неделю должен быть посвящен Богу, фарисеи превратили в целую серию предписаний, касающихся того, что можно и чего нельзя делать в субботу. В этот день люди могли приходить в синагогу, участвовать в общественной молитве, слушать поучения наставников; но было запрещено многое другое. Даже расстояние, которое человек мог пройти в субботу, было толкователями закона строго определено. И всякий раз, когда наступала суббота, они заботились более всего о том, чтобы не были нарушены эти правила, тогда как Господь установил заповедь ни для чего иного, как для того, чтобы люди не всю свою жизнь отдавали земным заботам, а хотя бы один день в неделю посвящали Богу и добрым делам. Господь Иисус Христос совершал добрые дела, чудеса и исцеления в течение всех дней недели. И суббота в этом смысле не была исключением.

По субботам люди приходили в синагоги. И Сам Господь Иисус Христос как Сын Своего народа соблюдал этот обычай: Он каждую субботу приходил в синагогу для того, чтобы помолиться вместе с людьми, чтобы услышать или прочитать Священное Писание и увидеть тех, кто нуждался в исцелении. Именно этот день предоставлял наибольшие возможности для того, чтобы совершать исцеления и чудеса, потому что именно по субботам люди собирались в больших количествах в синагогах. И когда Господь возложением рук и Своим словом исцелил эту женщину, страдавшую на протяжении длительного времени недугом, из-за которого не могла разогнуться, законники и фарисеи не увидели в случившемся ничего доброго, а только нарушение заповеди о субботнем покое.  И начальник синагоги, как повествует евангелист Лука, начал говорить людям: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13. 14). Вы, мол, портите нам субботу своими нуждами, своими бедами, да еще и заставляете этого непонятного человека, обладающего целительским даром, нарушать заповедь Божию.

Но люди в обычные дни недели занимались обычными делами: работали, воспитывали детей. Те, кто не мог никуда выйти, как, например, эта согбенная женщина, просто сидели дома и ждали субботнего дня для того, чтобы можно было выйти на люди, а самое главное – с Богом пообщаться в доме молитвы, каковым являлась каждая синагога в каждом городе и в каждом селении. И, конечно, когда люди видели Спасителя мира Иисуса Христа, когда они понимали, что от Него можно услышать поучение и получить исцеление, они не думали о том, в субботу это происходит или в какой-то другой день. Потому что каждому из них Господь предоставлял такой шанс, который, может быть, только один раз за жизнь человеку будет предоставлен. И почему же они должны ждать каких-то других дней, когда Спаситель рядом, когда рядом спасение?

Но по мнению фарисеев и книжников, все должно было происходить по расписанию. Даже для чудес, считали они, должно быть специально установленное время. А суббота – день покоя, и ничто не должно нарушать этот покой.

Господь Иисус Христос принес на землю совершенно другое представление о религии, о взаимоотношениях между человеком и Богом, чем то, которое фарисеи и книжники насаждали в людях. Они людей учили, что все люди – должники перед Богом, что Бог «подсчитывает» долги каждого, следит за всеми действиями, что взаимоотношения между человеком и Богом должны быть построены по принципу торга – тому же принципу, по которому и сами фарисеи и книжники выстраивали свои отношения с людьми и с Богом. А ведь неслучайно Господь, придя в храм Иерусалимский, разогнал меновщиков, продавцов жертвенных животных и голубей – отношения с Богом не могут выстраиваться по принципу торга. Бог ждет от людей совершенно другого отношения к Себе и совершенно других отношений друг с другом.

Именно этим отношениям учил Господь Иисус Христос. Он учил людей, что Бог – это их Небесный Отец, что к Богу надо обращаться не просто как к Всевышнему, к Тому, Кто далеко на небесах, но так, как дети обращаются к своему отцу. Он употреблял арамейское слово «авва», которое, согласно некоторым толкованиям, имеет ласковый оттенок – не просто «отец», а так, как ребенок называет своего родителя. Христос учил, что Бог равно милостив и к праведникам, и к грешникам так же, как Свой дождь Он изливает на праведных и неправедных. Спаситель показывал, что добро можно и нужно делать во всякое время, и никакой день недели, никакой день календаря не является для этого препятствием.

А самое главное, чему Он учил людей, – то, что Бог любит каждого человека, что Он не высчитывает, какое правило тот сегодня преступил, а взыскует сердце человеческое. Если человек любит Бога, делает добрые дела, если свою жизнь он выстраивает по заповедям, то Бог открывает ему прямой путь в Царствие Небесное. И путеводителем на этом пути является Сам Господь Иисус Христос.

Всякий раз, когда мы открываем Евангелие и читаем истории о том, как Спаситель совершал чудеса и исцеления в субботу, мы понимаем, что эти истории относятся и к каждому из нас. Потому что, во-первых, они напоминают о том, что подлинным целителем от всякой болезни – и физической, и душевной, и духовной – является Сам Господь. Во-вторых, евангельские повествования показывают: религиозная жизнь отнюдь не сводится к соблюдению какого-то списка заповедей, постановлений или запретов, она гораздо глубже чем то, что можно описать в таком списке. Религиозная жизнь – это сердце человека, обращенное к Богу. Как говорил один из западных Отцов Церкви, «возлюби Бога и делай, что хочешь». То есть если человек по-настоящему любит Бога, все остальное выстроится вокруг этой единственной и главной его любви, и ему не надо будет уже думать, не нарушил ли он ту или иную заповедь, ибо сама любовь к Богу, которую он имеет в своем сердце, будет каждый раз подсказывать то безошибочное решение, которое нужно принять в каждой конкретной ситуации.

У фарисеев и книжников, которые описаны на страницах Евангелий, было, по-видимому, много добродетелей. Они вообще были по-своему очень благочестивыми: давали десятину, соблюдали посты, у них определенная доля времени была отведена молитве и благотворительности, все у них было расписано в соответствии с правилами, которые они и их предки сами для себя установили. Но неслучайно Господь сказал фарисеям, что они оставили, пропустили «важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23. 23). Они были способны следовать тысячам внешних предписаний, но не смогли усвоить самый главный урок, который Господь ежедневно преподавал Своим ученикам. А урок этот заключался в том, что самое главное – это внутренняя жизнь человека: если он любит Бога, все остальное он так или иначе сделает правильно. А если человек Бога не любит, то даже если бы он исполнил тысячи заповедей и не нарушил ни одного из запретов, все равно это не приблизит его к Царствию Небесному.

Будем просить Бога, чтобы Он открыл нам духовные очи и помогал всегда, читая Евангелие, проецировать то, что там написано, на нашу собственную жизнь, жить так, как научил нас Господь Иисус Христос. Аминь.

Наверх