Пусть участие в богослужении станет для нас школой богословия и богомыслия. 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня в нашем храме мы совершили освящение еще одного престола – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом мы завершили освящение этого храма, который имеет три престола: главный, посвященный святому Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, правый боковой — в честь Святителя и Чудотворца Николая, и левый – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Теперь в нашем святом храме Литургия будет совершаться каждый день, как в главном, так и в боковых приделах.
Сегодня мы молились о том, чтобы Господь сохранил этот храм до скончания века. Многие из нас помнят те недавние времена, когда разрушались и уничтожались храмы, а если не разрушались, то использовались в неподобающих целях. И сегодня мы просили Господа, чтобы все те храмы, которые ныне созидаются или воссоздаются, стояли до скончания века, чтобы в них приходили люди, и молитва прихожан, возносимая под их сводами, доходила до престола Божия.
Обо всем этом мы молимся каждый раз, когда освящаем храм — новопостроенный или возродившийся после реконструкции и реставрации. И этот воскресный день для всех нас очень радостный, ибо сегодня по благословению Святейшего Патриарха как нашего Первосвятителя и епископа города Москвы, который в прошлом году освятил главный престол этого храма — в честь Иоанна Крестителя, мы совершили освящение левого придела.
За Божественной литургией мы всегда слышим чтение апостольское, а затем чтение евангельское. И если евангельское чтение, как правило, не пролетает мимо нашего слуха и сознания, то апостольское чтение зачастую остается нами незамеченным, ибо не все из того, о чем говорит апостол Павел (в основном именно его послания читаются в течение года), бывает понятным. И мы не всегда улавливаем смысл его посланий, переведенных на церковнославянский язык.
Сегодня за Божественной литургией прозвучали очень важные слова апостола Павла из его послания к галатам, о том, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2, 16). Эти слова на протяжении веков вызывали споры, недоумения и различные толкования. Известно, что Мартин Лютер – основатель германской Реформации, 500-летие с начала которой будет отмечаться протестантами в следующем году, – истолковал это учение по-своему, утверждая, что человек спасается не добрыми делами, а только верой в Иисуса Христа, и будто для спасения добрые дела не нужны вовсе. Таким образом, из слов апостола Павла вывели учение о том, что одних людей Господь предназначил ко спасению, а других — к погибели, и спасение является исключительно делом милости Божией.
После того как Реформация охватила многие земли Западной Европы, Католическая Церковь отреагировала на нее созывом Тридентского собора, на котором осудила учение Лютера и высказала мнение о том, что добрые дела необходимы для спасения так же, как и спасительная благодать Божия.
Восточно-христианская традиция осталась в стороне от этих споров. Но мы не можем не обратить внимание на послание святого апостола Иакова, в котором говорится, что человек спасается не только верой, но и делами. И если сравнить два текста – послание Павла к галатам и Соборное послание Иакова – то, на первый взгляд, может создаться впечатление, что они противоречат друг другу.
Чтобы понять смысл посланий апостола Павла, мы должны знать для чего они были написаны и кому адресованы. В посланиях апостола Павла немало внимания уделено частным вопросам ранней Церкви, главный из которых заключается в следующем: нужно ли принять закон Моисеев во всей его полноте, чтобы стать христианином? Например, для того, чтобы мужчина стал христианином, должен ли он принять обрезание и соблюдать иудейские обычаи? Для ранней Церкви этот вопрос был весьма существенным, и именно он послужил причиной созыва Апостольского Собора в Иерусалиме, на котором апостолы, в том числе под влиянием Павла, постановили: для того чтобы обратиться ко Христу, язычникам нет необходимости принимать обрезание и другие иудейские установления.
Когда апостол Павел вслед за Господом Иисусом Христом повторяет, что человек спасается только верой, а не делами закона, он имеет в виду, прежде всего, те обычаи, которые отличали евреев от неевреев, представителей богоизбранного народа от прочих народов. И это, прежде всего, обрезание, а также соблюдение иудейских постов, праздников и других обычаев. Апостол Павел говорит, что человек спасается не делами закона, в данном случае — не иудейскими обычаями: обрезанием, соблюдением субботы, почитанием иудейских праздников, а только верой в Господа Иисуса Христа. Если есть вера, то все остальное приложится. Именно так учила Церковь с самого начала своего существования, так она учит и сейчас: чтобы стать христианином, мы должны уверовать в Господа Иисуса Христа, признать Его нашим Богом и Спасителем, а все остальное Церковь сама уготовит для нас. Поэтому апостол Павел и утверждает, что человек спасается только верой, а не делами закона.
Послания апостола Павла сложны для понимания не только в наше время, они вызывали много споров и в те времена, когда были написаны. Апостол Петр, ссылаясь на Павла, говорит, что некоторые его послания трудны для понимания, в них есть нечто неудобовразумительное (2 Пет. 3,16), и поэтому невежды могут их исказить. И чтобы никто не извращал смысл посланий апостола Павла и не делал из его учения неправильных выводов, в частности, не утверждал, что для спасения необходима только вера во Христа, не подтвержденная никакими делами, апостол Иаков в своем послании написал, что истинная вера должна выражаться в делах милосердия и христианской любви: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 2, 14). Если ты говоришь, что любишь Бога, а не любишь ближнего, что же это за любовь? – так святая Церковь на самом раннем этапе своего бытия научала верующих тому, что такое вера и как она соотносится с делами.
Приходя на Божественную литургию, будем внимательно слушать не только евангельские чтения, но и чтения из Соборных апостольских посланий и из посланий апостола Павла. И если нам будет казаться, что мы не улавливаем смысл этих текстов на церковнославянском языке, тогда будем готовиться к богослужению заранее: откроем дома церковный календарь и посмотрим, какое зачало указано для чтения Апостола и Евангелия на этот день, и прочитаем эти фрагменты. И тогда на Божественной литургии мы будем слушать слово Божие и чутко внимать тому, о чем говорят нам апостол и евангелисты. «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14, 19), – пишет апостол Павел. Именно так мы должны подходить и к молитвам, и к чтениям, которые слышим за богослужением. Лучше пять слов понять, чем услышать тысячу слов, но не уловить их смысл.
Пусть участие в богослужении станет для нас школой богословия и богомыслия, и пусть слова святых евангелистов и святых апостолов наставляют нас на путь, по которому Господь ведет в Царствие Небесное. Аминь.