Нет таких детей, которые не способны познать и полюбить Бога

Нет таких детей, которые не способны познать и полюбить Бога

Во Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшней притче Господа Иисуса Христа о званных на вечерю говорится о тех людях, которых Господь призывает на Свой брачный пир.

Уже во времена древней Церкви эта притча была истолкована применительно к Святой Евхаристии. Именно Святая Евхаристия – тот брачный пир, на который Небесный Царь приглашает всех. Но случается, что многие под разными предлогами отказываются от участия в нем, и тогда Господь призывает других, ибо вечеря должна наполниться возлежащими.

Всякий раз, когда мы собираемся в храме на Божественную литургию, мы принимаем приглашение Самого Господа участвовать в Его Тайной вечере. И мы приходим сюда с надеждой, что Господь посетит и укрепит нас, и что причастие Пречистого Тела и Честной Крови Христовой будет для нас залогом в жизнь вечную.

Мы приводим или приносим в храм наших детей, чтобы они также причащались Святых Христовых Таин. Мы это делаем сознательно, ибо знаем, что благодать Божия касается детей так же, как и взрослых. И младенец, неспособный еще говорить, выражать свои мысли так, как это могут взрослые, тем не менее, откликается на Божественный зов, и его касается благодать Божия, которую он чувствует и ощущает. Мы это видим по многим детям, которые с радостью причащаются Святых Христовых Таин. Рационально они не понимают, что происходит, но сердце их откликается на присутствие Божие.

Я всякий раз радуюсь, когда дети причащаются Святых Христовых Таин, но всякий раз и спрашиваю себя: а кто из этих детей останется в Церкви через пять,  десять, через двадцать лет? Все ли они останутся или некоторые отойдут? К сожалению, мы, пастыри Церкви, зачастую видим, что пока родители или бабушка с дедушкой приводят ребенка в храм, тот исповедуется, причащается, но потом, повзрослев, в какой-то момент отходит от Церкви, потому что у молодого человека в жизни начинается новый этап, меняются интересы и кажется, что Церковь ему больше не нужна.

Но мы должны стараться воспитывать наших детей так, чтобы они, достигая сознательного возраста, приобщались к основам христианской веры, узнавали, Кто Такой Бог, как Бог их любит; чтобы они узнавали о жизни Господа Иисуса Христа и чтобы участие в жизни Церкви было для них не в тягость, а радость.

Все это зависит, прежде всего, от нас, взрослых. И в каждом конкретном случае это требует особых усилий и особого внимания, ибо все дети разные: одни больше тянутся к Церкви, другие меньше, одним больше нравится атмосфера Церкви, другим меньше; в одних детей слово Божие входит и приносит плоды, как семя, падающее в благодатную почву, а другим детям познание Бога дается трудно. Но нет таких детей, которые не способны познать и полюбить Бога. Если дети в какой-то момент своей жизни, на каком-то этапе своего развития отходят от Церкви, то это, как правило, происходит по вине взрослых и надо задуматься, почему это произошло.

Иной раз бывает, что родители заставляют ребенка ходить в храм из-под палки: ты должен пойти, ты должен причаститься. И пока ребенок маленький, он вынужден это терпеть, ибо не в силах сопротивляться. Но как только подрастет, он непременно скажет: «Я больше не пойду в храм». Такое часто случается с детьми. И это означает, что недостаточно привести ребенка в храм только ради того, чтобы он причастился, нужно еще постараться, чтобы у ребенка появилось осмысленное и осознанное отношение к тому, что происходит во время богослужения.

Иногда приходится слышать, как родители, принося младенца к Причастию, говорят ему: «скушай, это вкусно» или «выпей компотик», «съешь хлебушек». Это неправильно. Мы должны уметь объяснить ребенку, что такое Причастие. Даже если он еще не умеет говорить и у него еще плохо получается выразить то, что он чувствует и видит, мы, взрослые, можем ему объяснить, что такое Святое Причастие, что это не «хлебушек» и не «компотик». Иначе, когда ребенок подрастет, он скажет: «Я не хочу вашего «компотика», я хочу сознательной веры, хочу понять, зачем я живу».

Некоторые считают, что дети – это глупые создания, с которыми нужно общаться на примитивном уровне, иначе они нас не поймут. Но это не так. Дети способны понять все, так же, как и взрослые. Просто они это воспринимают иначе. Если мы приходим в храм Божий, и для нас Причастие является великой радостью, мы ощущаем присутствие Бога, чувствуем, какие силы дает нам Святая Евхаристия – мы должны найти слова, которые помогут и нашим детям все это прочувствовать и пережить.  Не надо стараться упрощать, не надо говорить с детьми на каком-то особом, якобы понятном для них языке. Они должны осознавать, что хлеб и вино, прелагаемые в Таинстве Евхаристии в истинные Тело и Кровь Христовы, – это не «компотик» и «хлебушек», но Сам Христос, с Которым мы соединяемся духовно и телесно. И чтобы дети это понимали, с самого младенчества им нужно рассказывать о Христе: Кто Он, какие чудеса совершал, чему учил. И это евангельское учение ребенок должен впитать, как говорится, с молоком матери.

Если ребенок будет воспитан в духе православия, если он будет осознанно воспринимать то, что происходит в храме Божием, научится постигать смысл и красоту богослужения, тогда он никогда не уйдет из Церкви, ибо его всегда будет тянуть в храм так же, как и нас, взрослых. Ведь нас никто не заставляет приходить в церковь. Мы все свободные люди, живем, как принято говорить, в демократическом обществе. И мы приходим в храм, потому что нас сюда тянет, ибо Сам Господь призывает нас на Свою Божественную вечерю.

Но помимо того, что мы приходим сами, мы должны еще и привести к Богу наших детей, должны рассказать им о том, как хорошо жить с Богом, как это важно участвовать в Божественной вечере, на которую Господь приглашает всех – и взрослых, и детей. И как сказано в притче, Господь ждет и добрых, и злых, Он готов принять и злых, чтобы сделать их добрыми. И все мы, и взрослые, и дети, должны это понимать.

Я хотел всем нам пожелать, чтобы участие в брачном пире, который Сам Царь Небесный для нас уготовал, всегда было для нас праздником и радостью, и чтобы в нем всегда участвовали наши дети. Аминь.

Наверх