Любовь к Богу должна пронизывать все наше человеческое естество. 2016 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы слышали рассказ из Евангелия от Матфея – о том, как один законник подошел к Иисусу и, искушая Его, спросил: «Какая заповедь наибольшая в законе?» Законники, фарисеи и книжники хотели уловить Спасителя в словах, пытаясь найти повод обвинить Его в нарушении закона Моисеева. И если бы Христос назвал большей одну из заповедей, Его тотчас бы обвинили в пренебрежении остальными. Но Господь ответил на этот вопрос очень просто. Выделив две основные заповеди из закона, Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 37-39).
Законник спрашивал Сына Божия только об одной заповеди, а Он в ответ сказал о двух, ибо одна без другой существовать не может: человек не может любить Бога и при этом не любить ближнего. Две эти заповеди взаимосвязаны, и на них, как говорит Господь, «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22. 40). Славянский перевод здесь более точен, нежели русский: «В сию обою заповеди весь закон и пророцы висят» (Мф. 22. 40), то есть закон и пророки не утверждаются, а зависят от двух главных заповедей.
Что же такое закон и пророки? Это Священное Писание Ветхого Завета: закон – Пятикнижие Моисеево, пророки – книги пророков. Именно это Священное Писание было основным для древних евреев: его читали и в Иерусалимском храме, и в синагогах, которые были построены по всей земле Израильской. Люди вчитывались в эти слова, размышляли над ними, искали толкования тех или иных установлений закона, но право толковать закон присвоила себе узкая группа людей – так называемые книжники или законники, которые считали, что, в отличие от всех остальных, только их толкования являются верными.
С течением веков эти толкователи превратили следование закону в законничество, а следование Священному Писанию – в книжничество. И главным для них был уже не дух того Божьего законодательства, который был передан Моисеем народу израильскому, а следование букве бесчисленных законов и предписаний, которые, как они считали, человек должен неукоснительно исполнять, чтобы угодить Богу.
Когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю, многие Его действия не вписывались в то понимание закона Моисеева, которое было у книжников и фарисеев. Например, исцеления, которые Он совершал по субботам, о чем мы неоднократно читаем в евангельских рассказах. Почему же Спаситель совершал их именно по субботам? Конечно, не для того, чтобы специально нарушить субботу или с целью обидеть законников и книжников.
По субботам евреи собирались в своих синагогах и Иисус Христос, как и другие благочестивые жители земли Израильской, каждую субботу приходил в синагогу, чтобы услышать Священное Писание и истолковать его народу. И именно в синагоге ко Спасителю зачастую обращались нуждающиеся в исцелении — больные, бесноватые. Конечно, Господь не мог не откликнуться на их просьбы о помощи, отложить их выполнение до следующего дня, до понедельника, вторника… У Него не было приемных дней или приемных часов, Он исцелял человека тогда, когда тот в этом нуждался, и отвечал на просьбы людей сразу после того, как те к Нему обращались.
Но фарисеям и книжникам подобные действия пришлись не по нраву — в них они видели прямое нарушение Моисеева законодательства, а именно – заповеди о субботе, которую следует посвятить Богу, не занимаясь в этот день никакими делами. Следуя их логике, получается, что совершить исцеление человека или спасти от гибели и даровать ему Царство Небесное разрешается в любой день, кроме субботы, посвященной Господу.
Законники, фарисеи и книжники извратили весь смысл Священного Писания, толкуя его по собственному произволу. Поэтому Господь так часто вступал в полемику с ними, а те, в свою очередь, пытались найти обвинения против Него. И когда к Иисусу в очередной раз подошел законник и спросил, какая заповедь наибольшая в законе, он вновь это сделал с целью искусить Его и найти повод для обвинения.
Но Христос, процитировав две заповеди из Пятикнижия Моисеева, обезоружил законника, ибо тот не нашел, что возразить. Спаситель же, дав такой ответ, всем последующим поколениям христиан оставил заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22. 37). Именно так люди должны выстраивать свои отношения с Богом и со своими ближними. Любовь к Богу должна пронизывать все наше человеческое естество: мы должны любить Бога не только умом – интеллектуально, и не только сердцем – эмоционально, но и всем своим существом, без остатка. И вся наша жизнь, в том числе и наши взаимоотношения с людьми, должны быть пронизаны чувством любви к Богу.
Фраза «возлюби ближнего твоего, как самого себя» в устах Господа Иисуса Христа обретает совершенно особый смысл. На языке Ветхого Завета ближним назывался соплеменник – тот, кто принадлежит к твоему народу и к твоей религиозной традиции. Весь Ветхий Завет пронизан призывом любить ближнего и ненавидеть врага. Врагом же является иноплеменник, язычник — всякий, кто не разделяет твои духовные ценности. Но Господь, когда Его спрашивали, кто такой ближний, отвечал, что ближний – это всякий человек, нуждающийся в твоей помощи и поддержке, вне зависимости от его национальной или этнической принадлежности, вне зависимости от его вероисповедания. Ближний – это всякий человек, которого Господь посылает на твоем жизненном пути. И ты должен его возлюбить не потому, что он тебя любит или сотворил тебе добро – ты должен его возлюбить несмотря ни на что, ибо он послан тебе Господом, и ты должен суметь увидеть в нем образ Божий.
Именно так мы должны строить свою жизнь в наше новозаветное время – эпоху, когда Церковь Христова, основанная на земле Самим Господом, спасает людей Божественной благодатью.
В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал, что пришел не для того, чтобы разрушить закон и пророки, но чтобы их исполнить, то есть восполнить. И сегодняшний евангельский рассказ как нельзя лучше это иллюстрирует. Господь не отвергает Ветхий Завет, и Церковь его не отвергла. Наша Библия на четыре пятых состоит из Ветхого Завета — из закона и пророков, которые мы читаем с трудом, ибо для нас это — далекая история. Мы с трудом воспринимаем то, что Господь говорил ветхому Израилю через пророков. Но чтобы понять Ветхий Завет, его нужно читать в свете Нового Завета. Именно так Господь наш Иисус Христос читал ветхозаветное Священное Писание и толковал его людям.
Будем научаться из нашей Священной Библии — из Ветхого Завета и из Нового Завета, содержащего слова Господа Иисуса Христа, Его учение и наставления Его учеников – святых апостолов — той любви, что заповедал нам Спаситель. И если мы будем следовать этим заповедям, дарованным нам Христом, то вся наша жизнь преобразится, и каждый день будет приближать нас к Царству Небесному. Аминь.