Миссионерское служение как связующее звено в ранней церкви
В-третьих, связующим звеном между Церквами были странствующие миссионеры. Наши источники позволяют утверждать их существование для четвёртого периода истории апостольского века. Апостол Иоанн вменяет в заслугу «возлюбленному» Гаию, что тот принимает странников, и, наоборот, ставит в вину «первенстволюбцу» Диотрефу те препятствия, которые он им чинит (ср. 3Ин.1:5–10). Речь идёт не о простой добродетели гостеприимства в нашем смысле слова. В Новом Завете страннолюбию придается тем большее значение (ср. Рим.12:13; Евр.13:2; 1Пет.4:9 и др.), что оно было условием общения между Церквами. В конце I в. связь между Церквами поддерживали странствующие миссионеры. В Церквах Ассийских они проводили влияние старца Иоанна. Но значение страннолюбия было осознано и раньше. О нём напоминают Павел в Рим. (Рим.12:13) и, с новой силой, составители Послания к Евреям (Евр.13:2). Сами апостолы были странствующими миссионерами, служение которых не ограничивалось пределами какой-нибудь одной местной Церкви. Это касается не одного только Павла, который оставил памятник своей кипучей деятельности в своих Посланиях и служение которого нам известно в подробностях благодаря стараниям его ученика Луки. В меньшем масштабе и, может быть, с меньшим успехом то же делали и другие апостолы.
Так поддерживалась связь между отдельными Церквами. Но, как уже было сказано, каждая из них жила своей жизнью. И на важнейших Церквах апостольского века третьего периода её истории нам необходимо остановиться, в частности.