Мирная кончина

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 29–30)

Так сказал благочестивый муж Симеон в тот день, когда Божественное Отроча было по закону Ветхого Завета принесено сорок дней спустя после рождения в храм Господень – «поставити Его пред Господем» (Лк. 2, 22). Это глас святой души, это предсмертная молитва праведного старца. В ней нет тоски, печали о прожитом или боязни, страха перед будущим. Величайшая радость, глубокая удовлетворенность своей земной жизнью и полная уверенность в грядущем спасении торжественно звучат в словах св. Симеона. Какая благословенная минута! Какое мирное прощание души с телом, со всем окружающим! Великий праведник благодарит Бога за прожитую долгую жизнь, за то, что она спасительно заканчивается и с радостью переступает порог в вечность – в жизнь нестареющую и нескончаемую.

Дорогие отцы, братья и сёстры! Наша смерть не есть конец бытия, не прекращение духовной жизни, а грань между прошлым и будущим, между земным и небесным, между временным и вечным. Как таковая, она определяется или зависит от того, с какой духовной ношей пришел человек к порогу своего земного служения и на что он надеется, чего ожидает за его пределами. Никакие внешние обстоятельства – место кончины, время, счастье или несчастье – не могут нарушить покоя последних минут умирающего, если совесть его чиста и перед Богом, и перед людьми, если ему есть что вспомнить доброе, святое, совершенное им в жизни.

Старец Симеон мирно предает дух свой в руки Божий, потому что он был «праведен и благочестив» (Лк. 2, 25). В нём, по слову отечественного витии прошлого века архиепископа Херсонского Иннокентия (†1857), «был целый собор добродетелей». И если мы с вами хотим стать достойными подобной кончины, то должны стяжать те же добродетели, какими украшен был и великий старец.

Нужны прежде всего живая вера в Искупителя и твердая надежда на Его милосердие. В жизни человека многое может беспокоить и за себя и за других: и боязнь лишиться земных выгод, и внезапность смерти, и предсмертные страдания, и участь детей, родных, близких... Во всём этом проявляется его маловерие. При наличии глубокой веры, т. е. веры, соединенной с молитвой, с ожиданием встречи с Христом, такие страхи не имеют места. Верующий человек знает, убежден, что с ним везде и всюду есть и будет Христос, Который направит и его жизнь ко благу и избавит от всякого зла тех, кто близок его сердцу. "Не убойся, – говорит Господь через пр. Иеремию, – яко с тобою Аз есмь, еже избавити тя» (Иер. 1, 8).

Для мирной христианской кончины необходима любовь к Богу и ближнему, непрерывное стремление к Горней Правде, к лицезрению Господа – «со Христом быти» (Филип. 1, 23) и постоянное совершение добра людям. Если во все дни нашей жизни нелегко бывает, когда совесть упрекает нас или за невнимание к голосу Божию, или за наше холодное отношение к ближним, то несравненно труднее будет в последний час, когда совесть особенно живо вспоминает и оценивает прожитое. Люди великого духовного опыта свидетельствуют, что «смерть грешников люта»(Пс. 33, 22), и люта может быть не столько от предсмертных болезней, от телесных, физических страданий, сколько может быть горька и страшна от сознания бесцельно прожитой жизни, от видения своей духовной пустоты. Любящие же Бога и потому боящиеся нарушить Его заповеди похвалятся о Господе и возвеселятся (Пс. 33, 3, 10 и др.)... Поистине какова жизнь, таков и ее венец!

Рассуждая о том, кто может при последнем вздохе сказать вместе с праведным Симеоном те же слова, известный архипастырь Русской Православной Церкви митрополит Московский Платон (†1812), останки которого почивают здесь, в Свято-Троице Сергиевой Лавре в Духовской церкви, говорит: "Могут сказать те же слова... добрый судья, ... который своим утешением поставлял доставить справедливости удовольствие... Трудолюбивый земледелец, который в поте лица своего снискивает себе и дому своему пропитание, удаляясь от лености, пьянства и обмана... Мужественный воин, который служил Богу и государству с верой и правдой, принося кровь свою в жертву отечеству своему... Благословенные супруги, муж и жена, которые хранят взаимную между собой верность и любовь и, воспитав чад во благонравии, промыслили им пристойные и полезные в обществе должности... Ревностный пастырь, который хранит таинство веры в чистоте совести и предшествует стаду своему примером добрых дел... Монах, который сохраняет данные перед Богом... обещания, чтобы препровождать жизнь свою в целомудрии, воздержании и послушании... Все таковые отходят с миром, а когда отсюда отходят с миром ... то предстанут они пред суд Божий в уповании, – и океан вечной радости изливается в исполненных миром душах их».

Итак, мирной кончины ожидать может тот, кто подобно старцу Симеону провел дни своей быстротекущей жизни в благочестии и чистоте, кто душу свою согревал несомненной верой в Бога и находил смысл своего призвания в постоянном совершении добра. Удостоит ли Господь такого христианина дожить до глубокой старости или позовет его в мир иной в молодости; благословит ли его жизнь счастьем или проведет его через горнило скорбей и лишений; даст ли ему умереть в объятиях родных, друзей или среди незнакомых и врагов – во всех случаях он с радостью скажет вместе с праведным Симеоном: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко... с миром».

Жизнь – это величайшее счастье, это бесценный Божий дар. Чувствовать бодрость, здоровье, вдыхать всей грудью воздух, видеть красоту окружающего мира, слышать музыку, пение – всё это составляет источник большой для нас радости. Но еще большей радостью для верующего человека служит сознание того, что земная жизнь есть только ступени к жизни небесной, вечной. И чем выше он поднимается по этим ступеням, тем больше сродняется с небом и тем с большим душевным покоем перейдет в мир вечности.

Молитвами праведного Симеона да поможет нам Господь стяжать истинно христианскую жизнь, да сподобит нас непостыдной, мирной кончины, и да удостоит нас восстания – воскресения из мертвых для вечной славы, в небесных обителях.

Аминь.

 

Наверх