Мир оставляю вам, мир Мой даю вам

Ин. 14:27–31

То утешения веры, то утешения любви предлагал скорбным ученикам Своим Любящий небесный Учитель. Но ученики были еще слабы, а Любовь неистощима в утешениях. И Любящий Господь после того, как объявил, что уже сказано все нужное ученикам (Ин.14:26), снова утешает их.

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам.

Мир иудейский, мир злобы и нечестия, поднимает бурю бед против беспримерно невинного Сына человеческого. Христос Иисус, Сам преисполненный божественного покоя, оставляет мир друзьям Своим, и какой мир? Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, говорит Он. Он дает мир Свой, с которым Сам Он идет на страдания по воле Отца небесного, дает тот мир, который может дать только Он, Сын Божий, Ходатай Бога и людей. Еще Пророк называл Мессию Князем мира (Ис.9:6). И кто же, как не Мессия, может послать мир волнуемой грехами земле? Он, и никто другой, может дать мир, где люди умиротворяются с самими собою, примиряются с Богом, мирятся друг с другом, не имея за что бы враждовать между собою (Кол. 1:20); Он дает мир, который исправляет желания, очищает радости, усмиряеть скорби.

Мир Его – мир Божий, превосходяй всяк ум (Флп. 4:7). Люди думают, люди говорят даже, что, следуя за Иисусом, находят только лишения, только страдания, только тревогу. Ах! Люди думают и говорят неправду. Пусть поверят опытом. Пусть откажутся от сует жизни, так часто досадных уже одною пустотою их; пусть снимут с души тяжести совести нечистой, от которой людям нет покоя и на мягкой постели; пусть защитят себя благодатною молитвою от тревог, поднимаемых коварными страстями; пусть со всеми желаниями обратятся к одному, что нужно на целую вечность: не мир ли Божий тогда почувствуют в себе, мир тихий и живительный, мир прочный и верный, как благодать небесная?

Не якоже мир дает, Аз даю вам. Мир – это люди, которые живут не по воле Божией, а по желаниям испорченной души, по прихотям преступного сердца. Как дают мир такие люди? Мир, мир, говорят они, а мира нет (Иер. 8:11, 14:13). Их обещания – только слова, их желания – только ложь, их уверения – обман. Обещания льются у них рекою, обещания пышные, блистательные. Но на деле оказывается лишь пустота, оскорбительная пустота. Те, которые обещают, не имеют ни желания искреннего, ни силы верной, чтобы исполнить обещанное, и, следовательно, обещая лгут и ложью вводят в обман, оскорбляющий и чувство и совесть. Целяху сотрение людей Моих, глаголюще: мир, мир, и где есть мир? (Иер. 6:14). Прельстиша людей Моих, глаголюще: мир, мир и не бяше мира: сей сограждает стену, а они помазуют ю, падется (Иез. 13:10). Что значит все, что обещает мир? Обещают другим, конечно, то, чтó сами любят, чтó считают для себя благом. А что такое любит мир! О, как пусто, как низко все, что любит мир! Он любит наслаждения легкие, как ветер, и пустые, как ветер, наслаждения, отравляющие душу грехами, и которые не оставляют в душе ничего, кроме пустоты и раскаяния: он любит почести и славу, которые лишь получаются, теряют цену и поднимают тревогу новых надежд, новой жажды, нового искания; он любит корысть,– и не насыщается приобретениями.

Да не смущается сердце ваше, ни устрашает. Слышасте, якo Рех вам, иду и прииду к вам. Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко рех: иду ко Отцу, яко Отец болий Мене есть (Ин.14:27–28).

С какою нежностию заботится Любовь небесная о покое чад Своих! Она знает слабость их, знает горечь наступающих бед – и, повторяя увещание свое, снова поставляет им на вид высказанные утешения. Во-первых, небесный Учитель показывает ученикам Своим, о чем говорил и прежде, что хотя идет Он теперь на смерть, но опять придет к ним, чтобы облечь их силами благодати и потом взять с Собою в обители Отца небесного (Ин.14:2–3, 18–19). Во-вторых, сказал Он, что идет Он к Богу-Отцу, Который есть болий Его: следственно, идет Он для славы и радости, для принятия силы и могущества. Потому кто любит Его, тот должен радоваться сему, тем более, что прославление Его на небе не может не иметь благодатных последствий для самых верующих.

Отец Мои болий Мене есть: эти слова для ариан казались опорою их лжеучения. Но о чем говорит здесь Спаситель? Сравнивает ли Он Божественность Свою с Божеством Отца? Нет, Он говорит о Себе как о Посланнике Бога-Отца; Он сравнивает только свое земное состояние с состоянием, в каком Он должен быть по восхождении к Богу-Отцу. Итак, ни слова нет здесь об отношении Сына ко Отцу по Божеству. Бог-Отец послал Сына в мир, и Сын принял на Себя творить, яко же заповеда Ему Отец (Ин.14:31). В этом положении Он покорный исполнитель воли Отчей, и Отец более Его есть. Положение, в какое поставил Себя Бог-Сын, исполняя волю Отца, есть положение немощного сына человеческого, испытывающего нужды и лишения, бесчестие и позор. Но это положение само говорит о себе, что оно не есть принадлежность Сына Божия, как истинного Бога по существу; оно должно перемениться, как положение временное, как черта Посланника Божия.

И ныне, Рех вам, прежде даже не будет, да егда будет, веру имете (Ин.14:29).

Вера слабых учеников могла поколебаться страданиями и смертию Христа Иисуса, особенно потому, что они не того ожидали для Учителя своего. Чтобы поддержать эту веру, Господь наперед открывает как смерть Свою, так и славу, которая последует за смертию. И как было не признать в Иисусе Мессию-Господа, когда Он с такою ясностию видит отдаленное будущее и с такою точностию наперед говорит о том? Слабая вера должна была найти здесь опору себе во время крестной смерти Его и возрасти со времени откровения славы Его.

К тому не много глаголю с вами. Грядет сего мира Князь и во Мне не имать ничесоже (Ин.14:30).

Господь видит все, видит, что близка к Нему крестная смерть. Видит и указывает того, кто будет главным деятелем в Его крестных страданиях. Господь Иисус говорил и прямо врагам Своим, что они не более, как слуги Князя тьмы (Лк.22:53). Мир, восстающий против Иисуса Христа, действует по воле и влиянию Князя тьмы, который есть сатана.

И во Мне не имать ничесоже, говорит Господь. Если сатана имеет власть над человеком, то потому, что в человеке есть грех. Грех и смерть – дело диавола, и грех же дает силу диаволу над человеком. Но в Господе Иисусе не было греха. Потому сатане нечего было найти в Иисусе. Диавол восставил против Него смерть; но смерть не могла восторжествовать над Непричастным греху и была побеждена к стыду Князя тьмы.

Но да разумеет мир, яко люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю. Востаните, идем отселе (Ин.14:31).

Связь мыслей и значение слов так покрывает древний учитель Церкви: «на Меня придет он (сатана) – не так, как на человека, подлежащего греху, но как на Того, Который добровольно предает Себя и показывает миру любовь, какую имеет Он ко Отцу, поскольку по воле Отца, желающего спасти мир, творю сие».

Воcтаните, идем отселе: слова сии вместе с тем, как выражают намерение Господа оставить место вечери, намерение исполненное, впрочем, не тотчас (Ин.18:1), свидетельствуют и то, что добровольно Он идет навстречу скорбям Своим.

Буди благословен Ты, Господи Спасителю наш, во времени и в вечности. Аминь.

Наверх