Проповеди на праздники:

Мир на земле. Слово на Рождество Христово. Поучение составлено отчасти по руководству статьи архиепископа Иеронима о Рождестве Христовом в СборникеБарсова. 25.12.1904 г.

Мир на земле. Слово на Рождество Христово. Поучение составлено отчасти по руководству статьи архиепископа Иеронима о Рождестве Христовом в СборникеБарсова. 25.12.1904 г.

Ныне силы небесные, к земле сошедшие, взывали: Слава в вышних Богу и на земли мир...

На земли мир... Но, Господи, где же этот мир, о котором в час рождения Искупителя возвестили измученной грехом и злобою «погибельной», т.е. обреченной на гибель, земле святые небесные вестники? Где же, где же этот мир, если на наших глазах еще так недавно лилась кровь в тяжелой войне, дымились развалины истерзанных городов и крепостей, если и ныне готовятся и зреют новые бранные замыслы, грозящие смертью тысячам жизней? Где этот мир, когда вокруг нас, мы видим, мятутся в озлоблении люди, изрекая хулы на все, что выше их и сильнее, требуя насильем изменения всего государственного и общественного строя и грозя смертью всем и всякому, кто не угодил их видам, несогласен с их желаниями и воззрениями?

И все-таки, братие, как ни насыщен кругом нас как бы самый воздух злобою и враждою, стоит вовеки непреложно и действенно слово святых небожителей. Слава в вышних Богу и на земли мир...

Да, есть мир на земле, – и этот мир от Бога. Жизнь людей нередко сравнивают с бурным морем. Люди науки, изучающие тайны природы, рассказывают нам, какие бывают на море бури и волнения. В открытом океане, говорят, волны достигают страшной высоты – 7 или 8 саженей. Смотря на эту неудержимо движущуюся, ревущую и грозную стихию, кажется, что все море до самого дна всколеблено бурею, и нет в нем ни единой спокойной капли воды. И однако, все это только кажется. Как ни сильна буря, как ни велико волнение, оно только бороздит, только рябит чуть-чуть поверхность океана, а самые глубины его всегда устойчивы, недвижимы, неизменны: мир и покой вечно царят в них. То же самое, братие, и мир, который принесен на землю с неба нашим Примирителем и Искупителем и о котором радостно воспели ангелы в час Его рождения: Он неизмеримо глубже и могучее океана, и его сокровенные глубины не поколебать ни злобе людской, ни самому отцу и начальнику злобы – диаволу; его козни, волны злобы и греха – не более, как волны поверх океана.

«Христос есть мир наш» (Еф. 2:14), – говорит апостол, – говорит в то время, когда кругом его и против него кипела страшная злоба врагов. И Сам Спаситель, прощаясь с учениками, когда кругом царила безудержная злоба, когда Синедрион искал лжесвидетелей, когда один из приближенных учеников Христовых, дошел до ужаса богопредательства, когда мир готовился увидеть и пережить величайшее зло, величайшую неправду и преступление, беспримерное, единственное и ужаснейшее, именно – богоубийство, а за ним в течение столетий кровавые костры, казни, гонения, сотни тысяч замученных за Христа жизней, – посреди и ввиду всего этого видимого разлива торжествующей злобы Спаситель ясно и решительно с царственным спокойствием поучает и завещает: «Мир Мой даю вам, мир оставляю вам» (Ин. 14:27).

Итак, значит, может быть мир на земле, принесенный и оставленый нам Спасителем, – невзирая на все зло жизни.

И прежде всего это есть примирение людей с Богом и земли с небом, дарованное нам в непостижимой тайне искупления грешного человечества рождением, жизнью, учением, страданиями, смертью, погребением, воскресением, сошествием во ад, вознесением нашего Господа, ниспосланием нам Духа Святого и вечным пребыванием Спасателя посреди верующих в Церкви, руководящей нас к вечной жизни, к той жизни, где будет новое небо и новая земля (2Пет. 3:13), куда не войдет ничто нечистое (Апок. 21:27), где не будет ни браней, ни злобы, ни неправды. На сие и родился и пришел в мир Сын Божий.

Естественному уму это непонятно, но верующему сердцу христианскому здесь все исполнено и света, и ведения, и мира, и отрады. Кто хочет углубиться в тайну сию, слушай апостола, который ныне громогласно вещает, что из врагов Бога люди сделались Его любимыми сынами, наследниками всех Его обетований, и все это только за веру, ради того, что егдаприде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемаго от Жены, бываема под законом, да всыновление примем (Гал. 4:4–5). Так что теперь мы – не рабы Богу, а дети. Прощен грех и прощены грехи многие; открыто сердце Божие для человека; грешник может идти к Отцу Небесному с верою, покаянием, со смирением, в готовности исполнять волю Его, – и он не будет отвергнут, но приемлется с любовию. Открыта и самая воля Божия, и тайна Божества, и даны заповеди, и дана помощь свыше для их испытания; открыто и обещано прощение согрешающему и падающему, – разве это не мир, не радость, не спасение? Разве не повторит с ангелами всякое сердце и не воскликнут всякие уста: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение!?

О, придите, по гласу Церкви, придите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение ограды разрушися. Пламенное оружие плещи дает, и херувимы отступают от древа жизни, и мы райской пищи причащаемся... (Стих. вечерн.). О, приидите, возрадуемся Господеви и поклонимся, как смиренные пастухи, и дары принесем, как мудрые волхвы, за этот чудный свет великого познания, – познания Бога, познания этого мира, принесенного искуплением, познания жизни, смерти и того, что после смерти. Ибо, воистину, рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума! Где же нам найти сей свет разума, где найти и получить и усвоить тайну примирения и искупления, благодать Духа Святого, доступ к Божеству, прощение грехов безошибочное и верное руководство жизни, где мы можем сказать с упованием: С нами Бог, Великого Совета Ангел, Чуден, Советник, Князь мира, Властитель, Отец будущего века? (Ис. IX гл.). Где и когда, исполнившись этого ведения, соединяясь с Богом и Искупителем, мы можем иметь в душе тот превосходящий всяк ум мир (Фил. 4:7), который, невзирая на видимую суету, злобу и коварство в среде людей, подобно глубинам морским, всегда и неизменно верен себе и не колеблется?

Не в царствах человеческих! О них сказано иное слово, которое услышим чрез несколько минут: Услышатиимате брани и слышаниебранем. И еще: Подобает бо всем сим быти (Mф. 24:6). Царство Христово, как Он Сам сказал, не от мира сего (Ин. 18:36). Оно внутрь нас (Лк. 17:21), в правой вере, в искреннем благочестии, в чистой совести, в приобщении к Богу, в правде и мире и радости о Духе Святом (Рим. 14:17). Оно отчасти и вне нас, и хранилище его есть Церковь Христова. Здесь в Церкви, – надежное убежище от всего, нарушающего душевный мир, здесь люди хвалились даже скорбями и радовались даже в страданиях, здесь они были мирны и покойны духом во всех лишениях, здесь вечно будет возсылаться слава Богу на небе, отсюда вечно будет изливаться мир на землю, здесь всегда можно сделаться людям чадами благоволения Божия.

А вне Церкви и евангелия – вечная буря, волнение и мятеж. Эту истину подтвердила история людей яснее дня.

Да не смущается же сердце наше видом неустройства в жизни человеческой: и среди них и невзирая на них будет возрастать непрестанно царство Божие, слава, мир и благоволение. Его нельзя ввести и насадить насилием, нельзя насильно заставить яблоню сразу дать плод; оно, по слову Христову, подобно закваске, которую женщина положила в тесто (Мф. 13:33), пока оно все не поднимется медленно и постепенно. Его рост – рост нравственный и духовный и захватывает каждого отдельного человека, а чрез это постепенно преобразует и поднимает, как закваска тесто, и все человечество. Прильнем с детским доверием и любвью к Богу и Его закону, к Спасителю нашему, Его Святой Церкви, к Духу Святому и Его таинствам: и мир, глубокий, неотъемлемый мир будет уделом нашим посреди видимых неустройств земной жизни.

В светлый день рождения Богочеловека исполнилось древнее библейское слово: Тихому бo молчанию содержащу вся, и нощи во своем течении преполовляющейся, всемогущее Слово Твое, Господи, с небес от престолов царских... в средину погибельныя земли сниде» (Прем. 18:14–15).

Да, ныне, с рождением Бога-Слова земля наша уже не погибельная, а спасенная, не царство злобы и проклятия, а царство Божией любви, славы, мира и благоволения.

Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! Аминь.

 

Проповеди на праздники:

Наверх