Мир Мой

Доныне и всегда будут сбываться евангельские слова Христовы, как и Сам Он сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», то есть слова Его сбываются на нас, исполняются в жизни нашей и исполняться будут всегда.

Возьмем ныне одно утешающее слово, непонятное, может быть, многим, и посмотрим, как оно на нас может исполниться. Когда Христос прощался с учениками, сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам«, то есть душа ваша будет так покойна, что ее ничто не будет волновать и тревожить. Как тело, когда оно здорово, не испытывает боли и покойно, так и душа бывает покойна, когда она здорова, – тогда мир, превосходящий всякий разум, пребывает в сердце.

Итак, посмотрим, как же слово Христа может исполниться на наших сердцах, как же мир может водвориться в нас. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам... Но если спросить кого из вас: «Братия, болит ли у вас сердце?» – то вы ответите: «Ах, как болит, так болит, что места себе не находит, от всего тревожится, не имеет совершенно покоя». Отчего же это сердце наше болит, отчего это нет покоя в нем, от каких причин мы постоянно тревожимся и не имеем в себе того мира, о котором говорит нам Господь? Сердце болит от многих причин. Так, прежде всего сердце болит от дум, от помыслов, которые съедают сердце, уничтожают покой его. Иногда думает человек: «Вот умру я, и дети мои погибнут в неверии», и эта дума не оставляет его, постоянно живет тревога в его сердце, и нет в нем мира. Другой лишился имения и состояния, и мысль о том, как будет он жить, преследует его; иногда, усталый, он придет, а все думает-думает, и сон бежит от очей его, оттого что сердце наполнено разъедающими скорбными думами. У некоторых есть враги, недоброжелатели – у кого их нет, – и вот человек мучается мыслью о том, как бы отомстить врагу, что бы сделать ему, и от таких дум иногда он в бешенстве проводит дни свои. И нет в таком сердце мира, мир бежал от него, болит сердце. Как же можно, скажете, мир приобрести в таком состоянии сердца, как можно сердцем своим ощутить полное спокойствие, как мир может посетить нас? А мир может водвориться в душе нашей, если мы будем бороться с дурными мыслями своими, бороться посредством молитвы постоянной. Но молиться нужно не так, как мы молимся. Вот читают ектению и поют: «Господи, помилуй», мы машинально крестимся, машинально повторяем слова устами, а сердце веры в эти слова не имеет. Или когда говорит священник: «Да помянет Господь Бог во Царствии Своем...», мы думаем, что это просто пожелание доброе, и не вкладываем смысла в эти слова, не вкладываем веры – оттого и молитва наша не дает нам успокоения, она бездушна у нас. А надобно молиться не так, надобно с верой молиться. У нас в молитве только слова, а веры нет, между тем Господь наш таков, что, если ты имеешь в сердце своем хоть каплю веры, хотя бы думу о том, что ты веришь, Он за это одно готов все подать и как-нибудь непременно успокоить человека. Вот поэтому, если мы мир хотим получить для сердца, мы верой должны растворять молитву свою. Например, поют: «Господи, помилуй», и мы повторяем эти слова, так надобно не только эти слова повторить, а прибавить: «Я верую, что Ты помилуешь», и Господь за это непременно пошлет милость. Или к словам: «Боже, очисти меня, грешного» прибавить: «Я верю, что Ты меня очистишь», и Господь за одну только эту думу сердца уже очистит тебя от грехов, и сердце твое ощутит тихий покой. Или говорим: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» – нужно прибавить: «Я верую, что Ты действительно помянешь меня». И если будет такая вера, то Господь, существо Которого есть любовь, за одно это помышление помянет нас, спасет, как и разбойника спас «во единем часе». Если же всегда в молитве нашей будет вера, то Господь за нее все готов послать, все подать, всем наградить человека, пусть только вера не покидает его. Вы помните кровоточивую женщину? Почему она исцелилась? А она, как рассказывает евангелист, только помыслила в сердце: «Я прикоснусь к одежде Его и исцелюсь» – и действительно исцелилась. Поэтому нужно с помыслами бороться молитвой и молиться всегда с верой, хоть мысль иметь о том, чтобы верить, – и тогда сердце будет покойно и мирно, ибо Господь Сам подаст этот мир за те крохи веры, которые ты прострешь к Нему.

Болит сердце наше и оттого, что мы вообще не принимаем скорби, что мы постоянно ищем и хотим радости, вечно хотим радоваться. Но помнить надо, что Господь Владыка так устроил нашу жизнь, что она идет как бы волнами: скорбь – радость, радость – скорбь. Мы должны помнить, что нет на земле сплошной радости, а все время чередуются радость и скорбь, ибо если бы мы вечно радовались, то мы, так как человек склонен забываться, забылись бы в счастье своем, не стали бы благодарить Бога и молиться Ему. Подобно тому как если все время есть сладкое, в желудке разведется гниль, так и душа в постоянном радовании и довольстве может загнить, засохнуть для Бога. Поэтому если у нас скорбь, то мы не должны предаваться отчаянию, а должны ожидать радости, потому что после скорби она непременно придет. И надобно говорить себе: «Сегодня у меня скорбь, а скоро будет радость». Господь Владыка, видно, так устроил жизнь нашу, что в ней перемещаются попеременно горе и радость, как и Давид говорил: «Вечер водворится плач и заутра радость». И если у нас скорбь, то радость будет, и она уже близко, потому что Господь милосерд и знает, что и когда нужно человеку. Поэтому кто так поступает, ожидая всегда радости, тот получит истинную радость и утешение от Господа, тот и в скорби не будет так печалиться и отчаиваться.

Потом, сердце болит у нас от обид. Тут нужно так поступать – не осуждать ближних, а судить себя, себя укорять, себя считать больным, говоря: «Я сам болен, я весь в страстях, я зол и порочен». И если так будем всегда себя укорять, не касаться другого ядом осуждения, то Господь и здесь поможет нам: в душе нашей будет жить покой, и мир Божий, превосходяй всяк ум, войдет в сердце наше.

И, наконец, сердце наше болит от грехов, тяжесть лежит на сердце, и оно не имеет мира. Но Господь дал путь для исцеления этого: надобно каждый день, когда прочтем вечерние молитвы, припомнить все то, чем мы огорчили Бога в этот день, и просить помилования. А если грехи смертные, то перед священником исповедовать их с полным сокрушением. Тогда как бы снова душа примет крещение, ибо покаяние есть крещение слезами, и ощутит успокоение.

Итак, мы и ныне можем получить мир для души своей от Господа, когда молиться будем, имея веру, прибавляя к словам молитвы: «Я верую, Господи, что Ты сделаешь так». Когда приходят скорби, будем ожидать радости, когда люди обижают – себя осуждай, когда грехи мучают – укоряй себя каждый день и сокрушайся в грехах своих. И если будем так поступать, то Господь исполнит и над нами слово Свое: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», и посетит душу тихим благодатным покоем, и даст ей нерушимый мир вовеки. Аминь.

Наверх