Милостыни, которые раздаем мы нищим, приемлет Сам Христос и за оные воздает сторицею
Святый Василий Великий, в слове на богатящихся, беседуя о пользе милостыни, между прочим, говорит: «Милости к дающим возвращаются; дал богатый алчущему – о своей пользе постарался, ибо что ты дал, со избытком получишь. Великое дело есть милосердие; ибо приемлет Сам Христос, на небеси сидящий, что получает от рук твоих бедный, на земле лежащий» (на богатящихся). Подобно сему, о пользе милостыни учит и другой вселенский учитель, св. Златоуст. «Великая есть вещь – человек, – говорит он, – и драгоценная – муж милосердый. Сие есть большая благодать, нежели мертвых воскрешать; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу, а там Он тебе» (Бесед. 36 к народу). Справедливо же ли так учат св. отцы? Правда ли, что когда мы подаем что-либо нищим, то о своей пользе стараемся? И, когда что отдаем им, то и опять с избытком получаем?
В Иерусалиме жил человек, именем Соломон. Проходя однажды по городу, он встретил нищего и, сжалившись над ним, снял с него рубище, отдал ему, вместо его, свою одежду и продолжал путь свой. Вскоре после этого однажды, во время жатвы, вечером, когда Соломон задремал, то он увидал себя в некотором чудном доме, в котором был великий свет; а около дома были сады, наполненные благовонными растениями, ветви которых склонялись до земли. Разнообразные птицы, сидевшие на верху их, наполняли воздух своим пением, и оно было настолько громогласно, что, казалось, можно было слышать оное от земли до неба. И легкий ветер колебал деревья в этих садах. Когда Соломон созерцал все это, подошел к нему некто и сказал: «Следуй за мною». Соломон пошел, и они пришли к столпу, покрытому золотом, а от него увидали двери, которые вели к другим, прекрасным палатам, украшенным драгоценными камнями. И вот, из этих палат вышли четыре Ангела, блиставшие, как солнце, и каждый из них держал по ковчегу. Ангелы подошли к Соломону и, ставши против него, поставили пред ним те ковчеги. И муж прекрасный вышел из палат тех и сказал Ангелам: «Покажите человеку сему, что принесла ему одежда, которую он отдал нищему». И Ангелы открыли один из золотых ковчегов и, разложив пред Соломоном драгоценные одежды, сказали: «Господин Соломон, нравятся ли тебе эти одежды?» Он отвечал: «Я недостоин взглянуть и на тень их». И показали ему еще множество разнообразнейших и драгоценных одежд, числом до тысячи. И еще сказали ему: «Дающий нищему сторицею приимет и живот вечный наследует». И сказал также ему Повелевавший Ангелам: «Вот сколько, Соломон, Я приготовил тебе благих, за одну одежду, которою ты одел Меня, видев нагим! Итак, иди и поступай так же, и воздается тебе сторицею». Соломон со страхом и радостью воскликнул: «Неужели, Господи мой, столь великое воздаяние ожидает тех, которые творят милостыню?» Повелевавший Ангелам сказал: «Да, всякий, подающий милостыню, сторицею приимет и жизнь вечную наследует. И еще говорю тебе: не раскаивайся о розданной милостыне и не укоряй нищего, чтобы не лишиться награды». Услышав это, Соломон пробудился и дивился бывшему ему страшному видению. Вставши со своего ложа, он сказал: «Если так сказал мне Господь, то и другую одежду отдам нищему». В следующую ночь видение повторилось, и, после сего последнего, Соломон раздал имение свое нищим и, оставив мир, «бысть, – сказано, – черноризец чуден».
Итак, несомненно правду говорят святые отцы, что когда мы подаем что-либо нищим, то о своей пользе стараемся, и когда что отдаем им, то и опять с избытком получаем. Да, впрочем, и может ли быть иначе, когда, подавая что-либо бедному, мы, в то же время, вручаем оное и Самому Богу? Может ли что за Ним пропасть? Может ли что Он не возвратить? Нет, ибо слушайте, что говорит блаженный Августин от лица Божия: «Аз, рече Господь, восприял, Аз воздам: взалкахся, и даете Ми ясти и проч. Землю Я восприял, воздам небо; временное восприял, воздам вечное; хлеб получил, хлеб и отдам, но небесный и вечный; гостиницу получил, дом отдам; находясь в болезни, посещен был, спасение воздам; в темнице бых и посещен был, воздам свободу» (В трактате о скупости и роскоши). Поэтому, если будете милостивы, то знайте, что Сам Бог вам будет порукою, что ваше не пропадет; все воспомянется Им на суде Его, за все примете сторицею и живот вечный наследуете. И как сладостно будет услышать всем милостивым вожделенный оный глас: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира! Аминь.