Милостыни к дающим возвращаются

Милостыни к дающим возвращаются

Господь говорит: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечные кровы (Лук. 16, 9). Что это значит? «Это значит, что земным, тленным, скоропреходящим богатством можно, однако же, при правильном употреблении его, приобресть себе друзей – бедных, нищих, вообще требующих помощи и пособия – здесь, на земле, а они могут нам доставить вечные обители на небесах, так как таковое употребление богатства есть добродетель, за которую последует награда в Царстве Небесном» (Толков. еп. Мих. на 9 ст. 16 гл. от Лук., стр. 474). И св. Златоуст говорит: «Кто раздает богатство бедным, тот употребляет оное в пользу души своей» (Слово о скупости). Ту же истину подтверждают и примеры.

Жившая в Александрии девица, по имени Монония, несмотря на то, что была инокиня, любила деньги, собирала золото и отличалась скупостью. И, несмотря на то, что была богата, она никогда ничего не подавала ни странным, ни убогим, ни вдовицам, ни монастырям. Живший в то время в Александрии святый Макарий пресвитер, великий нищелюбец, пожелал образумить Мононию и для сего придумал следующее средство. В юности он занимался отделкою драгоценных камней, и все знали об этом. И вот он раз пришел к Мононии и сказал: «Принесли ко мне два весьма дорого стоящих камня; и не знаю, куплены они или украдены; только просят за них всего пятьсот златниц, тогда как они стоят несравненно дороже». Сребролюбивая Монония пала к ногам Макария и стала умолять, чтобы он купил ей эти камни. Старец сказал: «Поди сама и посмотри». Но Монония, как инокиня, отказалась от этого и вручила Макарию пятьсот златниц. Он эти деньги распределил в пользу бедных. Прошло несколько времени. Так как Макарий пользовался необыкновенным уважением от всех, Мононии стыдно было нарочно спросить его о деньгах, и она все выжидала случая, когда бы удобнее переговорить со старцем. Случай, наконец, представился. Однажды Монония увидала св. Макария в церкви и спросила, купил ли он камни. Макарий сказал, что купил, и предложил ей посмотреть их. Монония с радостью согласилась и пошла за старцем. Он же, приведши ее в приют, устроенный на ее деньги для бедных, сказал ей: «Какой хочешь посмотреть камень – первый или второй?» «Как тебе угодно», – отвечала она. Тогда Макарий привел ее в отделение, где жили хромые, слепые и расслабленные мужчины. «Вот, – сказал он, указывая на них, – первый камень». Потом привел ее в женское отделение и, указывая на призреваемых, сказал: «Вот второй камень. И вот что: если тебе угодно мое дело, то пусть так и будет, а если не угодно, то возьми от меня свои деньги назад». Сильно уязвлено было сердце сребролюбицы, и хотя она ничего не сказала старцу, но опечалилась настолько, что, пришедши домой, слегла в постель и жестоко заболела. Тут Сам Господь вразумил ее. Ей явился светоносный муж и показал ей места мучений грешников. Монония ужаснулась. Тогда явившийся сказал ей: «Не бойся, от всех этих мук избавил тебя преподобный Макарий, купивши тебе два драгоценных камня, которые ты видела». После этого Монония выздоровела и сделалась необыкновенно милостива к бедным.

Итак, справедливо говорит бл. Августин, что пред враты геенскими стоит милосердие и не пущает ввергнути в темницу никогоже» (Беседа 39, вопр. 50). И если и против воли употребленное в пользу бедных богатство низвело такую милость Божию на душу грешницы, то насколько же щедро и даровитее наградит Господь тех, которые добровольно, из любви к Нему, поделятся своим богатством с братьями нуждающимися! О, поистине, «Бог, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (2Кор. 9, 10). И слушайте, что еще (от лица Господня) говорит блаж. Августин: «Землю Я восприял – воздам небо; временное восприял – воздам вечное; хлеб получил – хлеб и отдам, но – небесный и вечный; гостиницу получил – дом отдам; находясь в болезни, посещен был, – спасение воздам; в темнице был и посещен был – воздам свободу». (В трактате о роскоши и скупости.) Не будем же поэтому забывать благотворения и общения, помня, что таковыми жертвами благоугождается Бог (Евр. 13, 16). Аминь.

Наверх