Михаил Архангел, 1954 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святая христианская вера учит нас признавать бытие невидимого, ангельского мира. Так, в «Символе веры» мы исповедуем Бога Творцом неба и земли, видимым же всем и невидимым. Под словом «невидимым» разумеются духи бесплотные и бестелесные, существа разумные, свободные и по совершенству много превосходящие человека, т. е. Ангелы. Ангелы, как духи, не ограниченные материей, имеют способность с непостижимой для нас быстротой передвигаться с места на место. Если вещественный свет распространяется так быстро, что расстояние от Солнца до земли в 150 миллионов километров в 8 минут, то движение Ангелов — светов духовных — неизмеримо быстрее, т. е. мгновенно. Вера в бытие Ангелов современна роду человеческому. Божественное откровение утверждает нас в этой вере; в книгах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, от первой до последней страницы, говорится о святых Ангелах так часто и ясно, что верующему человеку нельзя сомневаться в бытии этих высших духовных существ. Так, когда прародители пали, то Бог, изгнав их из рая, поставил Херувима, чтобы не допустить их к древу жизни. Вот первое свидетельство Священного Писания об Ангелах. Нам известно, что Ангелы сотворены Богом прежде видимого мира в бесчисленном множестве. Святой пророк Даниил и святой Иоанн Богослов, когда Дух Божий отверз им духовные очи, увидели, что тысячи тысяч Ангелов служили Господу Саваофу и тьмы тем предстояли перед Ним (см. Дан. 7, 10; Апок. 5, 11). Известно также, что среди Ангелов когда-то вначале произошла борьба, приведшая к разделению всех Ангелов на добрых и злых. Во главе добрых, святых Ангелов стал Архангел Михаил, которого Церковь сегодня прославляет. Во главе злых, темных духов (бесов) стал один из высших Ангелов Сатанаил, ложно понявший свое совершенство, и он стал называться сатаной, диаволом, демоном. Увлекая за собой многих Ангелов, он дерзновенно восстал против Бога. Эта нечистая, темная сила, низвергнутая с неба, непрестанно творит людям зло, толкая их в бездну греха, чтобы погубить. Духам злобы противодействуют добрые, святые Ангелы, которые наоборот удерживают человека от всего дурного и направляют его к спасению. Все святые Ангелы составляют собой блаженное царство на небе, являются служебными духами и различаются между собой по степени совершенства и по роду служения своего. Одни из них окружают престол Божий, другие возвещают людям волю Божию, на что и указывает само слово «Ангел», что значит «вестник». А есть такие, которые приставляются Господом как к целым народам и городам, так и отдельно к каждому человеку для охранения, потому и называются Ангелами-хранителями. Господь поручает им защищать праведных, расстраивать козни демонов-бесов, возносить молитвы наши к Богу, отводить души умерших в загробную жизнь. И наконец Господь поручает Ангелам дело отделения праведных от злых на Страшном суде Своем. По своей близости к Богу, по высоте своих совершенств и по великому участию в судьбе людей Ангелы заслуживают с нашей стороны благоговейного почитания. Сам Бог при устроении скинии приказал Моисею поставить изображение 2-х Херувимов над ковчегом завета, и открывался, и говорил Моисею среди них. Изображения Херувимов были и на других местах в скинии, а еще в большем числе в храме Соломоновом. Когда вождю иудеев Иисусу Навину явился перед Иерихоном муж с обнаженным мечом и сказал, что он вождь воинства Господня, то Иисус Навин пал лицом своим на землю и поклонился ему (см. Нав. 5, 13-15). Велик и славен был пророк Даниил в Вавилоне. Он был из числа первых князей царства. Но вот явился ему Ангел Господень в таком величии и в такой славе, и стал говорить ему таким языком, что Даниил в оцепенении упал на лицо свое и лежал на земле. А бывшие с ним люди не видели самого Ангела, но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. Когда Ангел укрепил Даниила, то возвестил ему ближайшее и отдаленное будущее (см. Дан. 10, 11). Сам Господь Иисус Христос прославление перед святыми Ангелами считает за великую честь для Своих последователей. Спаситель говорит: Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими (Лк. 12, 8).
Так, по милости Божией, мы имеем в лице святых Ангелов могущественных защитников, охранителей и верных друзей наших в течение всей нашей многомятежной жизни. Однако нужно помнить, что такая никем и ничем не заменимая помощь со стороны Ангелов-хранителей бывает лишь до тех пор, пока мы, хотя и грешим, но желаем и стараемся выполнить волю Божию. А если мы сознательно нарушаем заповеди Божии, совершаем зло и отдаемся во власть бесов, то Ангел-хранитель скорбит и отступает от нас, потому что он ничего общего не имеет с духами злобы.
Будем же, православные люди, дорожить незримыми помощниками нашими и взывать к ним: «Святый Архистратиже Божий Михаиле и все небесные силы, молите Бога о нас!»
Аминь.