Место Рождества Христова

Второй вопрос: о месте Рождества Христова. Евангельское повествование вопроса не вызывает. Его поставила либеральная наука. Вопреки прямым указаниям Евангелия о Рождестве Христовом в Вифлееме (Лк.2:1–20; Мф.2:1–18), очень многие критические ученые держатся убеждения, что Иисус родился в Назарете. На чем оно основано, если сами евангелисты свидетельствуют об ином? Вифлеем как место Рождества Христова вызывает сомнения либеральных исследователей, во-первых, потому, что Мессия, во исполнение пророческого слова (Мф.2:4–6), должен был родиться в Вифлееме; во-вторых, потому, что предлагаемое евангелистом Лукой объяснение, в силу которого пребывание Иосифа в Вифлееме вызвано было переписью населения, кажется исторически несостоятельным. С другой стороны, «отечеством» Иисуса πατρίς в Евангелии называется Назарет (Лк.4:23–24) и параллельные места, правда, без обозначения города (Мф.13:54; Мк.6:1), и Сам Господь называется Назореем, или Назорянином (Ин.1:45–46, 19:19). В наши дни все большее и большее число независимых ученых признает эти соображения неубедительными. Если Мессия должен был родиться в Вифлееме, и Его ученики, естественно, хотели видеть исполнение пророчества, это отнюдь не может означать, даже для либеральных ученых, что Мессия не мог родиться в Вифлееме. Порядок переписи в Лк.2, несомненно, отличается от того, какой применяется в наше время, и нам может казаться нецелесообразным. Однако новейшие открытия привели к установлению, что около 100-го г. нашей эры в Египте переписи производились именно тем порядком, какой указан в Лк. Небезынтересно отметить, что современные светские историки, изучающие учреждения Римской империи, прямо ссылаются, когда говорят о переписях, на историческое свидетельство Лк. И, наконец, последнее. В жизни Святого Семейства пребывание в Вифлееме было кратковременным эпизодом. До Рождества Христова Иосиф и Мария жили в Назарете (Лк.1:26–27, 39, 56, 2:1–5), туда же они возвратились с Младенцем Иисусом (Лк.2:39; Мф.2:22–23, где поселение в Назарете имеет место после тоже эпизодического пребывания в Египте). Детство и юность Господа протекали в Назарете (Лк.2:51 в общем контексте отрывка 40–52; Мк.1:9). Лука прямо говорит, что там Он был воспитан (4:16). Не подлежит никакому сомнению, что для современников «отечеством» Иисуса мог слыть только Назарет. Тем самым совершенно обессиливаются те соображения, которые приводят либеральные ученые в обоснование их тезиса, что Христос родился не в Вифлееме, а в Назарете. В наше время их категорическое заявление кажется уже не оправданным, и на вопрос: где родился Христос, мы можем, доверяясь Евангелию, смело отвечать: в Вифлееме.


Проповеди на праздники:

Наверх