Мать. Празднование в честь иконы Божией Матери “Нечаянная Радость”.14 ноября 1959г.
У каждого из нас, дорогие, есть мать; у одних она уже ушла из этой земной жизни, с другими из нас она еще живет. Мы не можем не относиться к ней иначе, как с уважением, любовью и, если мы христиане, знающие заповедь: “Чти отца своего и матерь твою”, то и благоговением. Ведь мы плоть от плоти ее, кровь от крови ее. Она дала нам жизнь — этот великий дар Божий, жизнь, которая является источником стольких духовных и телесных радостей и наслаждений. В течение этой жизни мы учимся, мы трудимся, мы любим, мы носим в себе чувство дружбы, вбираем в себя знания, а главное, мы готовимся к вечной жизни, учимся любить Бога и исполнять Его заповеди.
Мы знаем, что материнская любовь — это особая любовь, жертвенная любовь. Сколько бессонных ночей мать проводит около больного своего дитяти, сколько она переживает беспокойства и сострадания, когда ее дитя страдает. И как нам не любить свою мать! Если ее уже нет в живых, то своей горячей молитвой мы воздаем ей за ту великую любовь, которую она изливала на нас. Если она жива, мы должны стараться окружить ее тою же своей сыновней любовью, чтобы потом, когда она покинет нас, нас не грызли бы муки совести за то, что мы не сумели отблагодарить свою мать за все ее добро, совершенное по отношению к нам, за все ее заботы о нас. Имя матери для нас священно.
Во сколько же раз священнее для нас, православных верующих людей, имя Той Матери, перед чтимыми и любимыми верующим сердцем иконами Которой мы молимся!
Она, Пресвятая Дева Мария, родила Сына Божия во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, в руке которого Наша жизнь и наша смерть. Он дает каждому из нас жизнь и во время, Ему Одному ведомое, возьмет эту жизнь от нас. Он подает нам радости, Он испытывает веру и преданность Себе скорбями и болезнями, Он прощает кающихся грешников и не прощает нераскаянных грешников. “Мы Им, — как говорит апостол Павел, — живем и движемся, и существуем” (Деян.17:28).
Та Мать, имя Которой бесценно дорого для каждого православного верующего сердца, дала миру Божественного Учителя. Наш Небесный Учитель учит, как надо жить, как надо совершенствовать свою душу добродетелями, доходя до того возможного и доступного для человеческого духа предела, до какого уже взошли такие святые угодники Божий, как Святитель Николай, Преподобный Сергий, Преподобный Серафим и тысячи других. Он указывает им путь, ведущий к вечным радостям в Его Небесном Царстве.
Пресвятая Дева — Мать нашего Сладчайшего Спасителя, Который взял на Себя грехи всех людей, чтобы быть искупительной жертвой за всех нас и во имя этой жертвы давать прощение всем кающимся грешникам. Во имя этого нашего вечного спасения Он умер на кресте, воскрес из мертвых, вознесся на небо и открыл нам двери бесконечной, вечной жизни.
О, если бы мы чаще себе напоминали о том, что каждого из нас ждет нескончаемая жизнь и что в короткой земной жизни мы должны подготовиться к этой вечной жизни! Как часто в вихре житейской суеты мы об этом забываем и совсем не думаем!
Пресвятая Богородица была Матерью Того, Кто будет на страшном и последнем Суде Праведным Судией, перед Лицо Которого предстанет каждый из нас, и где Он одних из нас поставит по правую сторону от Себя, других — по левую.
О, если бы мы никогда не забывали, что от наших трудов в деле спасения души зависит, с помощью Божией, оказаться по правую сторону Судии и услышать Его голос: “Приидите, благословенные Отца Моего” (Мф.25:34).
Если для нас бесценно дорог наш Божественный Учитель, наш Спаситель и наш Праведный Судия, для нас бесценно дорога и Его Пресвятая Мать. И потому праздники в честь Божией Матери, в честь событий Ее земной жизни, или в честь многочисленных Ее чудотворных икон — это радостные, светлые праздники для православной души. Не правда ли, мои дорогие, как светло и радостно на душе каждого из нас предстоять сейчас перед чудотворной иконой Божией Матери Скоропослушницы и осязать Ее близость к нам?
Любовь Божией матери к Своему Сладчайшему Сыну, как и любовь земной матери к своему дитяти, была жертвенной любовью. Вот за несколько дней до события Рождества Сына Божия Пресвятая Дева должна совершать далекое путешествие из Назарета в Вифлеем, где надлежало родиться Богомладенцу.
Вот вскоре после Рождества Христова Пресвятая Мать переживает волнения и страдания за Своего Младенца, зная, что Ирод велел истребить всех младенцев в надежде убить и родившегося Иисуса. Вот Она торопится уйти из Святой Земли в Египет на несколько лет, чтобы там переждать смерть Ирода и сохранить жизнь Своему Младенцу. И самая тяжкая доля переживаний и страданий пала на Нее у подножия Голгофского Креста, где Она созерцала Мучения Своего Сына.
Ведь все Ее страдания за Сына не были просто страданиями матери: Она знала, что родила не просто младенца, а Спасителя мира и знала, что на кресте умирает не только Ее Сын, но Сын Божий, распятый за грехи всех людей, умирает окровавленный, осмеиваемый Своими врагами.
После вознесения на Небо Ее Божественного Сына Она пережила тоску разлуки с Ним, пока вознесенная Сыном на Небо не соединилась с Ним навеки, став Матерью для всего верующего человечества. Она не покинула землю, Она не оставила нас сиротами. Явившись по преданию апостолов, на третий день после Своего Успения, Она произнесла радостные для них и для каждого из нас слова Своего обещания:
“Радуйтесь, Я буду с вами во все дни”. И с тех пор, и поныне, и в бесконечные веки, — так верует Святая Церковь, — Она была, есть и будет вместе со всеми детьми Своего Божественного Сына. И стоит ли верующий человек на коленях перед Ее чудотворной иконой, призывает ли Ее имя дома, или в пути, или во время работы, или в дни болезни, или в любых обстоятельствах своей жизни, он верует, что его вздох доходит до сердца Небесной Матери, и что Она готова всегда отозваться на этот зов Своим благословением.
Небесная Мать наша влечет к Себе каждого из нас и Своей совершенной духовной красотой. Когда мы вспоминаем Ее преданность воле Божией, проявленную в минуты Благовещения словами: “Се, раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему” и продолжавшуюся в течение всей Ее земной жизни, нам хочется и самим так же веровать в руку Промысла Божия, которая ведет нас по земному нашему пути, веровать в волю Божию, без которой ни один волос не упадет с нашей головы.
На этих днях одна благочестивая женщина-врач сказала мне о своей сестре, неверующей женщине, приговоренной к смерти по случаю болезни рака. Умирающая говорила своей верующей сестре: “Тебе будет легче умирать, потому что ты веруешь, а мне тяжело умирать, потому что я не верую. Но если бы мне хотя бы в эти недолгие дни или недели моей земной жизни ощутить в себе хоть крупицу веры, как бы это облегчило меня”.
Да, веровать в Промысл Божий, который дает нам жизнь и смерть, радости и скорби, — это великое счастье нашей верующей души.
Когда мы думаем о том, как любила Божия Матерь Господа Бога от дней Своей юности, как всегда и днем, и ночью Ее сердце было обращено к небу, хочется и нам научиться исполнять в своей жизни эту заповедь о любви к Богу, которую Ее Божественный Сын называл заповедью (о любви) Своего Закона: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем помышлением твоим”.
Зная, как любвеобильно сердце нашей Небесной Матери, сколько любви к людям проявляла Она в дни Своей земной жизни после вознесения Господа и сколько любви, воистину неиссякаемой и неисчерпаемой, проявляет Она к людям теперь, по нашим молитвам, и нам хочется делать людям возможно больше добра, больше любить друг друга, прощать, не осуждать, не завидовать, не гордиться.
Слова учат, а примеры влекут. И пример Божией Матери неотразимо влечет нас следовать к вечной жизни Ее путем, потому что тот путь, которым Она шла, и есть завещанный нам Господом путь спасения своей души.
Когда мы представляем себе чистоту, непорочность, целомудрие Пресвятой Девы Марии, хочется и нам быть чище и совершеннее своей душой. Тем ярче мы видим всю грязь, которая лежит на наших сердцах, которая омрачает в нас образ Божий, отрывает нас от любви Божией. И в дни праздников Божией Матери с особой силой веры и любви мы обращаем к Ней наш молитвенный вопль: “Пресвятая Богородице, спаси нас!” Мы веруем, что она не только поможет нам Своей небесной силой, данной Ей Ее Божественным Сыном, но что Она и хочет, чтобы никто из нас не погиб, но был спасен для вечности.
Для земной матери и порочное дитя, и даже отрекающееся от нее дитя не перестает быть ее ребенком, которого она носила под сердцем. Она не перестает жалеть его, молиться о нем, плакать о нем по ночам и желать себе радости вновь видеть любовь к себе своего дитяти. Подобно этому и Небесная Мать не покидает нас Своими заботами и милостями и тогда, когда мы согрешаем. А кто из нас без греха? В слове Божием сказано: “Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя” (1Ин.1:8). И еще сказано: “Что такое человек, чтобы быть ему чистым?” (Иов.15:14). И мы, хотя и грешные, имеем дерзновение обращаться к Божией Матери со своими нуждами и скорбями, вот как тот грешник, который изображен на иконе Нечаянной Радости стоящим на коленях перед этой иконой.
Мы веруем, что если мы любим свою Небесную Мать, если сознаем свою греховность и боимся вечной гибели, никогда нас, внемля нашим молитвам, не оттолкнет наша Небесная Мать. Не случайно одну из любимых икон Божией Матери Святая Церковь назвала “Скоропослушницей”.
Как земная мать радует своих детей не только в те дни, когда они ждут от нее подарков, — в день рождения, именин или другие памятные дни жизни, но и неожиданной ласкою и неожиданными проявлениями своей любви, так и Та Небесная Мать, Которую мы прославляем, радует и утешает нас не только тогда, когда мы к Ней воздыхаем, но и когда мы этого не ожидаем. Потому Святая Церковь и усвоила Ей в одной из Ее икон трогательное, волнующее сердце наименование: “Нечаянная радость”.
Я молитвенно горячо желаю вам, мои дорогие, мои возлюбленные во Христе дети, чтобы Покров и молитвы Божией Матери сопутствовали вам до последних дней вашей земной жизни. Пусть этот Ее благодатный Покров защищает нас от праведных стрел гнева Божия за грехи наши и в будущей жизни. Да не лишимся мы радости быть с Ней и с Ее Божественным Сыном в бесконечных веках!