Любовь и милосердие в первохристианской общине
Этим добровольным общением имуществ апостольский «коммунизм» существенно отличается от коммунизма современного, который осуществляется средствами государственного принуждения. В контексте Деян. общение имуществ должно быть понимаемо как порождение того духа любви, которым отличалось общение между верующими. Этот же дух любви побудил Петра и Иоанна помочь иерусалимскому хромому не деньгами, которых он ожидал от них, но которых они не имели, а исцелением его от болезни (Деян.3:6, 4:9). Основанное на любви внимание к чужому страданию находится в полном согласии с учением Евангелия. При этом предостережение против социальной несправедливости звучит не только в Лк. (ср. приточный образ Мф.18:23–35, а также Мф.25:31–46; Мк.12:40 и др.). Во второй половине апостольского века Иаков, брат Господень, запечатлел в своем Послании (Иак.2:13–16) ту же верность духу евангельского милосердия. Больше того, можно сказать, что требование социальной правды, вытекающее из духа любви, восходит к Ветхому Завету, где оно получило выражение в писаниях пророков (напр., Ам.2:6–8, 8:4–7; Ис.3:14–15, 10:1–2; Иез.18:12, 17, 22:29, и мн. др., ср. законы Исх.22:25; Лев.19:9–10; Втор.15:11, 24:10–15). В современной науке было высказано мнение, что к ветхозаветному прошлому восходит не только интерес к социальному вопросу, но и то конкретное его решение, которое оно получило в общении имуществ. Не исключена возможность, что апостольский «коммунизм» представляет собою ту форму жизни, которая наблюдалась в Израиле в пророческих школах. Как бы то ни было, надо признать, что в общении имуществ была и объективная необходимость. Как уже было указано, первоначальное ядро Иерусалимской Церкви составляли пришедшие с Господом галилеяне.