Личность Диотрефа
Из 3Ин. вытекает власть Иоанна, которую он защищает против тех, кто ее отрицает. Но внимание современных ученых привлекла к себе личность Диотрефа. В конце XIX в. в науке было высказано мнение, что Диотреф есть представитель монархического епископата, возникающего на месте прежнего патриархально–миссионерского строя. Это мнение подкреплялось ссылкой на 2Ин., в котором одна из Церквей того круга, на который распространялось влияние Иоанна, именуется «госпожой», а равно и тем фактом, что послания св. Игнатия Богоносца свидетельствуют о самостоятельности отдельных Церквей. Однако нельзя не отметить, что в предании, сохранившемся у древних писателей, Иоанн не противополагается епископам, а, наоборот, представляется окруженным епископами и действующим сообща с епископами. В сопоставлении с 2Ин., в Диотрефе естественно видеть одного из тех обольстителей, против которых Иоанн предостерегает «избранную госпожу». Диотреф – носитель духа антихриста. Его борьба с влиянием Иоанна означает попытку ереси пустить корни в Церкви. При таком понимании 3Ин. является, действительно, прямым продолжением 2Ин. И поскольку Иоанн противится проискам Диотрефа, 3Ин., вместо того чтобы говорить о возникновении монархического епископата как некоего новообразования в Церкви, сильным словом утверждает апостольское основание церковной иерархии.