Лицемерие

То отвратительное свойство человеческого слова и человеческой деятельности, которое в сегодня слышанном Евангелии (Лк. 13:10–17) Спаситель обличил публично в начальнике синагоги, именно – лицемерие, по-видимому, в наше время более чем когда-нибудь имеет особо широкое распространение.

В чём лицемерие начальника синагоги?

Он не верит в добро; он не ищет блага людям; вид оказанного несчастному человеку благодеяния его не трогает; напротив, вызывает в нём злобу, недовольство. Его зависть задета, и он пылает ненавистью к Чудотворцу-Христу; его самолюбие уязвлено до самой глубины, и он простить не может, не может забыть этого восторга любви, с каким народ относится к Иисусу Христу. Но он всё-таки искушён в жизни, настолько знает людские сердца, что отлично понимает и видит, как опасно выдать пред всеми свои настоящие чувства. И вот, прикрывая свои низменные расположения и настроения высокими словами и, напоказ, святыми побуждениями ревности о Боге и Его законе, он пред всеми возмущается духом, видя публичное якобы нарушение Иисусом Христом субботнего покоя. «Шесть дней есть, в которые должно делать, в те и приходите исцелиться, а не в день субботний», – так говорит он народу по поводу исцеления Спасителем скорченной женщины, восемнадцать лет страдавшей тяжким недугом.

Замечайте: начальник синагоги не обращается прямо ко Христу с обличением, – он не смеет; он не обращается и к исцелённой, – ему стыдно... Лицемер и о чуде говорит, как о простом каком-то лечении, точно и в самом деле такое дело, как совершённое Спасителем исцеление, случается каждый день по нескольку раз, стоит только захотеть этого тому или другому больному... У него нет в слове и малейшего изумления при виде чуда, как будто сам он может совершить такое же дело, когда ему угодно, и если теперь по отношению к этой несчастной женщине он не совершил чуда исцеления, то это только-де потому, что он не хочет и не может, как благочестивый человек и верный закону, нарушать заповедь о праздничном покое! Вскользь он обращается безразлично ко всему народу и желает одним своим тоном свести в ничто совершённое чудо, уничтожить произведённое на народ глубокое впечатление.

Каждое слово, каждое движение рассчитано у этого лицемерного чудовища, каждое низменное движение низкой души прикрашено и закрашено красивыми фразами. О, это воистину гроб, побеленный и изукрашенный, снаружи красивый, а внутри полный нечистоты и всякой мерзости! И нужно сказать, что ни один народ в мире, сколько знает народов история, не развил в себе до такой изворотливости и изумительной тонкости порок лицемерия, как народ еврейский. И если вы вчитываетесь в евангелие, то видите, как часто и как грозно изобличал Господь лицемерие Иудеев в книжниках и фарисеях, в саддукеях, в своих слушателях, в законниках и учителях народа. Своих учеников Он с особенной настойчивостью предупреждал: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:6; Мк. 8:15). И Сам объяснил: «закваска эта – лицемерие» (Лк. 12:1). И поистине, это в полном смысле закваска в тесте: малая и в немногом количестве она проницает и заквашивает всё тесто, всё поведение, всё настроение, весь духовный уклад человека! (1Кор. 5:6Гал. 5:9).

История и наблюдение свидетельствуют, что и доныне, и теперь, где только коснётся еврейская рука, где только проникнет еврейское влияние, где хоть сколько-нибудь приразится к жизни еврейский уклад духа и мысли: там неизбежно воцаряется самое отвратительное лицемерие. Страшно оно для такого простодушного народа, каков, например, народ русский, верящий, по доброте своей, в искренность слов всякого человека, особенно, если он говорит о Боге, об Его законе, о Церкви, о Евангелии.

На наших глазах нравственной гнилью, преступлениями, развратом, злобой, убийствами, предательством, изменами прокатилось по нашей стране, как грозная и зловонная волна, так называемое «освободительное движение», поставившее на знамени своём уничтожение веры и благочестия, порядка и покорности власти, уважения к личности и к целому народу. Теперь уже ни для кого не тайна, теперь уже для всех совершенно бесспорно и ясно, что во главе, и в тайниках, и в источниках средств для «освободительного движения» стояли и стоят евреи. Самый социализм, столь много нашумевший, является исключительно делом еврейских умов.

И смотрите и будьте осторожны, – смотрите: как везде и всюду вкралось в нашу жизнь от евреев лицемерие! Читаете газету; видите, как она распинается за Церковь и за духовенство: «Церковь-де у нас подавлена и принижена, духовенство на службе у государства; надо Церкви дать свободу, надо обеспечить пастырям влияние на народ, надо, чтобы духовенство не занималось политикой; истинные-де православные не согласны на то или другое решение и распоряжение церковной власти»... Кто же это пишет? Кто издаёт газету? Кто это так заботится об истинном православии? Оказывается, это – еврей, которому нет в сущности никакого дела ни до Церкви, ни до православия... Лицемер! Тебе нужно разорить Церковь Божию и на её развалинах обеспечить себе свободу, – свободу покорить себе народ, лишённый веры и опоры Церкви, тебе нужно разделить народ и духовенство, уронить пастырей в глазах верующих, рассорить самих пастырей высших и низших между собой... Ты – дьявол! Отойди от меня, сатана, ты думаешь не о том, что Божье, и прикрываешь дело сатаны высокими фразами о свободе, жалостью к униженным и якобы порабощённым. Таковых газет теперь великое множество, таковыми книжками, листками заполнен книжный рынок.

Вы читаете подпольные листки, обращённые к солдатам. Там проповедуется, что войну запрещает Евангелие, что присягать запретил Иисус Христос, что не слушать властей не только разрешают, но даже прямо повелевают апостолы. Знаем мы, кто составители таких листков и кто их распространяет среди воинов. Суд их нашёл и изобличил: и в Севастополе, и в Свеаборге, и во Владивостоке это оказались евреи и еврейки. Нужно ли им Евангелие? Верят ли они в него? Возможно ли им знать, что разрешил и что запретил Иисус Христос? Важно ли им, ненавидящим Христа и христианство, важно ли им задаваться вопросом: чему учили апостолы? О, лицемеры! Вам нужно внести смуту в войско, вам нужно отравить душу того народа, который вы хотите взять себе в кабалу, чтобы сделать его народом-бродягой, народом-бездомным, народом-рабом и навозом для вас, для ваших выгод и властолюбия! И вы, ни во что не веря, прикидываетесь верующими, и вы, равнодушные или даже враждебные к евангелию, делаете вид, будто скорбно вам при виде нарушения евангельских уроков и поучений; и вы, некогда убившие Христа и избившие Его слуг и апостолов, теперь ссылаетесь на их учение! Но прежде сами примите это учение, прежде сами покажите веру, любовь, почтение к Евангелию, смирение и самоотречение, а не вырывайте этих святых чувств у верующего народа, который этими чувствами жил, живёт и силён!

Прошумел и отшумел в дни «освободительного движения» вопрос и о воскресном дне и отдыхе... Да, слово Божие повелевает помнить день воскресный и святить его; оно повелевает праздновать его о Господе. Что же, новоявленные радетели и учители народа говорили в таком смысле о дне воскресном? О, лицемеры! Вам нужно было восстановить бедных против богатых, рабочих против хозяев, вам нужно было хоть чем-либо питать общее озлобление и смуту. Вам нужен был один свободный день в неделе, чтобы таскать народ на свои буйные митинги, чтобы развращать и отравлять его своими безбожными и злобными речами, чтобы толкать его на буйство и преступление... И вот, вы вопили о заповеди Господней, которую вы сами не признаёте, вы ссылались на учение слова Божия, в которое вы не верите. Есть ли лицемерие отвратительнее? Есть ли мерзость ниже и гнуснее?

И те, которые отстаивают день воскресный, но не о Господе, а для лени и праздности, и те, которые противятся ему, – что ныне уже не редко, – но не ради умаления греха и пьянства, о чём они говорят непрестанно, а ради корысти и наживы, – все одинаково и в равной мере лицемеры, подобные начальнику синагоги, о котором говорит нам нынешнее Евангелие.

Берегитесь, братие, кваса фарисейского, т.е. лицемерия, берегитесь его, прежде всего, в себе, в своих душевных расположениях, словах и действиях. Но берегитесь его и в людях: остерегайтесь людей (Мф. 10:17), остерегайтесь лицемерия лжесловесников (1Тим. 4:2), которые всегда входили волками, одетыми в овечьи шкуры, в человеческие общества, чтоб удобнее и легче разрушить их. Сколько зла принесло лицемерное слово в пережитые нами годы! Как извивалось оно змеёй лукавой и подколодной в дни минувшей несчастной войны, как оно вопило «о мире, во что бы то ни стало», прикрываясь жалостью к людям. А на самом деле для того, чтоб унизить русский народ, чтобы затемнить его дух, чтобы довести его до безумия, горя и отчаяния, чтобы посеять среди него смуту! Как оно разоблачало и разоблачает язвы государственной и общественной жизни, недостатки правителей и правительства, взывая якобы к общественному благу. А на самом деле, чтоб уронить власть, посеять разлад между народом и правительством, подорвать великую и спасительную связь, чисто родственную и духовную, между русскими людьми и их Богоданным Царём, чтобы вместо законного правительства открыть доступ к власти самим лицемерам... Как оно, лицемерное слово, то в социализме видит высоту христианства, то в революции находит благородство, то в деяниях власти открывает жестокость, то в убийцах и разбойниках жалеет жертв и страдальцев, то в разнузданности слова приветствует залог преуспеяния, то в торжестве безверия и иноверия оно видит силу православия и т.д., и т.д. – И всё это под завесами и прикрытием «истинно-христианской» свободы, любви, гуманности, культуры, просвещения, а на самом деле с целями уничтожения и свободы, и любви, и самого бытия православного царства, православного нашего народа, – того святого православия, которое одно ещё составляет оплот против напора антихриста и антихристова народовластия...

Верность евангельскому учению, под сенью православного Креста, под руководительством святой Церкви, её боговдохновенных отцов и учителей, оставивших нам указания и ответы на все вопросы, жизни, – вот что открывает нам прямую и ясную дорогу жизни и спасает от коварных замыслов лицемеров и от того пагубного действия их в среде человеческих обществ, о котором и древний библейский мудрец говорит нам: «устами лицемер губит ближнего» (Притч. 11:9). Аминь.

Наверх