Проповеди на праздники:


Куда нам идти? Слово о веротерпимости в день коронования благочестивейшего государя императора Николая Александровича, 1905 г.

Не хотите ли и вы отойти?.. – К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин.6:67–69).

Этот ответ дан был апостолом Петром от лица прочих апостолов на вопрос Господа: не хотите ли и вы отойти? (Ин.6:67). А поводом к такому вопросу послужило то, что некоторые из последователей Христа, привлеченные к Нему слухом о чудесах Его и сами видевшие таковые, услышав учение Его о том, что Он есть хлеб живый, сшедший с небес, и что этот хлеб есть плоть Его, которую Он отдаст за жизнь мира (Ин.6:51), соблазнились этим новым для них учением и, называя его страшным и неудобоприемлемым, отошли от Христа и уже более не ходили с Ним. Не удерживая их, Господь обратился с вопросом и к двенадцати апостолам: не хотите ли и вы отойти? Смысл этого вопроса таков: Я не хочу умножать последователей Своих или удерживать их при Себе ни угрозами, ни обещаниями, ни чрезвычайными знамениями, ни силою Моего всемогущества, ибо желаю, чтобы Мои ученики последовали за Мной по любви, а не из корысти, как Иуда, чтобы они были друзьями, а не рабами; чтобы они слушали голоса Моего, а не жезла Моего. Вот некоторые из последователей Моих, ходивших за Мной, теперь оставили Меня, ибо слово Мое не вмещается в них. И Я не удерживаю их – не буду удерживать и вас, Моих апостолов, вопреки воле вашей: не хотите ли и вы отойти? Тогда Петр, не колеблясь, за всех ответил: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы верим этим глаголам, – как бы так говорил он, – они сладостны, утешительны, а отнюдь не странны для нас. Мы не только поверили Тебе, но и познали из всего – из божественного учения Твоего, из дел Твоих и из жизни Твоей, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Чада Церкви Православной! В настоящее время и пред вами стоит вопрос, подобный тому, какой был предложен Господом Его апостолам: не хотите ли и вы отойти? Вопрос, идущий не от Христа непосредственно, но от Святой Церкви Его. Не хотите ли и вы отойти от родившей вас матери – Церкви Православной, чтобы избрать себе иную кормилицу, которая чесала бы слух ваш нежными словами, льстила бы вам обещаниями и пугала бы вас сказочными страшилищами?

Вот царскою державною волей пред вами отворена дверь из Церкви, в которой некоторым стало казаться тесно жить, – выбирайте себе любую секту, любое вероисповедание: хотите ли в раскол? – идите туда; хотите ли пристать к сектантам, в штунду, в пашковщину или иное какое-либо самое новое лжеучение? – идите; насильно вас удерживать не будут.

Почему же такая свобода дается теперь, но не давалась она прежде? Не убедились ли, что в православии нет чистой истины или что во всех толках, во всех сектах, во всех вероисповеданиях одна и та же истина? Отнюдь нет. Православие как было единой истиной, засвидетельствованной от Бога его историей, его святыми, его знамениями и чудесами, таковым оно остается и останется навсегда: истина – в православии, а раскол и сектантство есть отпадение от истины, отделение от единства веры, единства обрядов, отделение, вносящее раздор, вражду, пререкания: все это – не истина, ибо истина одна, двух истин не бывает, как белое не есть в то же время черное и черное не есть в то же время белое.

Если в православии истина, то почему же оно подвергалось такому уничижению? Почему оно как бы приравнивается ко всем инославным исповеданиям, ко всем раскольническим толкам, ко всем сектам? Это не уничижение для православия, а освобождение от всего, что ему не принадлежало, что держалось в нем только ради страха или ради корысти; вследствие этого нельзя было узнать, кто истинное чадо Церкви, а кто чуждое для нее детище. Многие только считались православными, а на деле, по душе, они были чуждыми православию; иные даже были врагами и хулителями его: они в душе были безбожниками, сектантами и отрицателями всякой религии, всякой нравственной истины, хотевшими переоценить все ценности добра и истины. Находясь среди православных, именуясь православными, они только служили соблазном для последних.

Ради их злословилось самое православие, порицалась истина, возводилась клевета на Церковь Православную. Враги православия клеветали на Церковь Православную подобно тому, как некогда сатана клеветал перед Богом и Ангелами на праведного Иова, ибо когда Господь говорил об Иове, что он человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, то сатана говорил на это: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? (Иов.1:9–11). Чтобы обнаружить клевету этого вечного врага правды, Господь подвергает праведника страшному испытанию. А последствием этого испытания было посрамление клеветавшего и вящшее прославление праведного.

Нечто подобное нам видится и в настоящем положении Святой Православной Церкви. Не клеветали ли и на нее, что, не будь внешней силы закона, не поддерживай земная власть Церкви Православной, дайте свободу проповедникам сектантства, – и Церковь распадется, останутся от нее одни клочки, как выразился один из лжеучителей. И вот Церковь совлачается от всего, что, казалось, сплотило и объединило ее: она лишается всех внешних опор, она предоставляется самой себе. Вратам (силам) ада – служителям исконного врага Церкви – дается свобода вредить ей всячески; сатана, древний клеветник, развязан. Горе живущим на земле, горе сынам Церкви! Что же? Не падет ли в самом деле этот столп, не разрушится ли Церковь и не останутся ли от нее только обломки? Было бы так, если бы Церковь была делом рук человеческих, если бы она действительно создалась человеками, хотя бы то столь сильными, как цари и правители, столь умными, как мудрые отцы и учители Церкви, и столь крепкими, как святые подвижники. Нет, Церковь – создание Божие, как и вселенная; она непоколебима, как и вселенная, ибо имеет обетование от Создавшего ее: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).

Итак, чада Церкви Православной, будем тверды, будем спокойны относительно судеб этой матери нашей. Она, подобно кораблю, обуревалась, волновалась и будет волноваться, но никогда не потонет, ибо ею управляет Божественный Кормчий. Нам нет пути отходить от нее куда-либо, как бы это ни было приманчиво, ибо в Церкви – истина, в ней – спасение, с нею – Христос. Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго, что Церковь – Твоя Невеста, Тобою искупленная, Тобою очищенная, и Ты благоволил сочетать ее с Собою навеки. Она – мать наша. О, даруй нам, Господи, пребывать в лоне ее во все дни жизни нашей, даже до последнего издыхания нашего!

Проповеди на праздники:

Наверх