Кто из иноков самонадеян и без позволения игумена оставляет свой монастырь, тот впадает в смертные грехи
Некоторые из иноков, будучи самонадеянными, думают, что они всегда сами собою могут быть свободными от того или иного греха, без позволения игумена оставляют свой монастырь и идут из него, куда глаза глядят. Это, братие, очень нехорошо. Знайте, что таких людей, за их самонадеянность и непослушание, дьявол особенно преследует и ввергает даже иногда и в смертные грехи.
Однажды некоторый старец, живший в скиту, сильно заболел. Братия стали ухаживать за ним. Видя, что он беспокоит монахов, старец сказал себе: «Чтобы не беспокоить братию, уйду в Египет». Авва Моисей стал отклонять его от ухода и говорил: «Не уходи, в смертный грех впадешь!» Старец опечалился этими словами Моисея и отвечал: «Что ты, авва? тебе ли говорить это? Ведь у меня все тело омертвело, и я умер миру!» И с этими словами ушел в Египет. Там, между прочим, была одна дева-христианка, которая ему служила. Однажды она заболела, и старец исцелил ее. Но враг не дремал. Старец соблазнился девицей и пал с нею. Она стала непраздна. Народ, заметив это, говорил ей: «От кого у тебя это?» «От старца», – отвечала она, но ей не поверили. Старец же сам сознался в грехе и прибавил: «Имеющего родиться ребенка вы сохраните и его не трогайте». Родившееся дитя, по его слову, было вскормлено и сохранено. Чрез некоторое же время, когда в скиту был праздник, старец, с ребенком на руках, пришел туда и воскликнул: «Вот, смотрите: плод моего преслушания; вот до чего, в преклонном возрасте, оно довело меня! Дитя, которое вы видите, – это чадо моего непослушания! Но молитесь за меня Господу!» Возвратясь же в келью, он стал горячо молиться Богу о прощении ему греха его.
Итак, иноки, не будьте самонадеянны, никогда не выходите из послушания игумену и никогда не говорите: «Я умер миру и свободен от греха!» Видите, до чего доводят самонадеянность и непослушание? Много лет прожил старец в монастыре, жил так, что получил дар исцеления, а чем кончилось? Позором перед людьми, смертными грехами перед Богом. В один миг, можно сказать, все потеряно: и пост, и бдения, и поклоны, и, может быть, и слезы молитвенные! Каково это? А между тем удивительного тут ничего нет. Ибо трудно взбираться на гору, а пасть с нее ничего не значит. Трудно приобрести сокровище, а потерять оное опять ничего не стоит; трудно, наконец, подвигом добрым подвизаться, а потонуть в грехах можно весьма легко и скоро. Помните это и от самонадеянности и непослушания бегите, как от змия в пустыне или как от губительной заразы. Аминь.