Крестоношение. Слово в неделю по Воздвижении, 1902 г .
Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк.8:34)
В нынешнее воскресенье, называемое в церковном порядке неделею по воздвижении Креста, положено уставом церковным читать Евангелие о самоотвержении и крестоношении, требуемых Евангелием от всякого желающего следовать за Христом. Итак, об этом и побеседуем теперь во славу Христа и в наше просвещение и спасение.
Кто хочет идти за Мною, – говорит Господь, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Господь никого не принуждает идти за ним, но оставляет на добрую волю каждого – следовать или не следовать за Ним, для Него ли жить, для правды и святыни, для вечного с Ним соцарствия, – или – для себя, для плоти и для угождения своим страстям, миру прелюбодейному и грешному и – диаволу, и для вечной срамоты и муки. Господь оставляет нашу свободную волю неприкосновенною; ибо хочет, чтобы мы добровольно, по убеждению сердца любили Его, исполняли заповеди Его и отвращались нелепых, пагубных страстей; а не как рабы, по принуждению и подневольно. Но как не следовать за Тобою, сладчайший Иисусе, вечный Живот наш, дыхание наше, Свет наш, Радость и блаженство наше! Кто последует за Тобою невозвратно, тот и здесь предвкушает блаженство небесное и непременно наследует вечное блаженство с Тобою. Это истина непреложная, всерадостная, бросающаяся, так сказать, в глаза всякому своею очевидностью.
Так за Христом последовали с радостью апостолы мученики, преподобные, праведные и все святые древних и новых времен; они охотно пожертвовали для Господа всеми благами мира, самою жизнью своею, – и не погрешили в своем уповании, не обманулись в своей надежде, наследовали непоколебимое, вечное царство. Отчего же большая часть людей не следует за Христом? По неверию или маловерию, по пристрастию к временной жизни и ее скоропреходящим благам, по гордости и кичению образования мирского, не просвещаемого благодатью, – по нечистоте страстного сердца и по утвердившейся наклонности воли к преследованию только земных целей; по духовному невежеству; по не развитию вкуса к духовным благам, которые требуют подготовки, упражнения мысли и сердца в предметах духовных, как то: в молитве, богомыслии, чтении слова Божия и в делах любви и милосердия христианского и обучении плоти воздержанию. Но чего лишается, каких чудных благ, какого мира, какой сладости духовной, какого духовного света, какого блаженства, человек, не следующий за Христом, а следующий только своим греховным пожеланиям, привычкам, страстям, наклонностям? Что в мире может заменить Христа, бессмертного Живота? Ничто. Никакие сокровища, никакие наслаждения и утехи. Отвергнись себя, – говорит далее Господь, – и возьми крест свой и следуй за Мною. Отвергнись себя, это значит – отвергнись своей грешной воли, своих порочных наклонностей, поползновений, страстей, словом сказать, – всякого греха, в тебе живущего, действующего, вяжущего тебя, омрачающего, оскверняющего, унижающего и бесчестящего тебя, препятствующего тебе идти за Христом на небо, – стремиться к истинному покаянию, к чистой добродетели и совершенству христианскому и делающего тебя рабом тления и смерти: извращающего твою природу, созданную по Богу в правде и святости, – уготовляющего тебе вечную разлуку с Богом и вечную муку.
Да, братья и сестры! Отвергнуться себя нужно непременно. Если мы беспристрастно, по чистой совести вникнем в себя, в нашу совесть, в наше сердце, в наши дела, в наше безделье и во всю суетную жизнь нашу, то сейчас найдем, что мы большею частью и мыслим, и желаем, и говорим, и делаем не то, что существенно нам необходимо; не по намерению и воле нашего всеблагого и премудрого Творца и Господа: а противное Его намерениям, по своей превратной, порочной воле. Вникните тщательно в свое сердце. Чем оно занято? Что оно любит? К чему оно влечется? К Творцу ли своему, к добру ли, к правде ли и святости, к истинному ли благополучию и блаженству, к взаимной ли любви и помощи? Нет. Сердца заняты большею частью собою, проникнуты эгоизмом. Сколько страстей в одном сердце! Сколько источников смерти! Каждая страсть – источник смерти: ибо каждая может убить человека навеки, если он не раскается и не переменится, не бросит ее. Итак, человек, отвергнись себя. Но это тяжело; страсти сделались твоею второю природою. Что делать! И отсечение членов тела бывает очень болезненно, но, когда оно необходимо, то дают на отсечение и руку и ногу и даже глаз на исторжение. То же надо делать и со своими страстями: Если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, т. е. не руку тела, а страсть, которая в душе твоей сделалась как бы рукою твоею, т. е. как бы природным членом твоим; это будет для тебя болезненно, как бы распинание на кресте, но зато спасительно и приведет тебя к вечной жизни; ты избавишься от всегубительного яда – греха, от власти диавола, от огня адского. Возьми крест свой и следуй за Христом, т. е. исполняй Его волю, Его заповеди, уставы, советы. И воины на войне следуют твердо указаниям полководца, чтобы одержать победу, и – побеждают; победишь и ты, если будешь следовать за Своим всемогущим Вождем – Христом. Ибо кто хочет душу свою сберечь, – говорит Господь, – тот потеряет ее. Что здесь значит беречь душу свою? Значит, не трогать страстей души, оставлять их в покое, давать им жить и крепнуть и владеть нашим умом и нашим сердцем и нашей волей, словом – душой и телом; жить нераскаянно, не помышляя о смерти и о суде вечном. Беречь себя таким образом значит – вечно губить душу свою, терять ее.
Надо заметить, что Господь, говоря это, разумел преимущественно время гонений за веру в Него и случаи исповедания имени Его перед гонителями: ибо были некоторые из христиан и такие, которые для сохранения временной жизни, богатства, почестей, отрекались от Христа и от христианской веры и тем теряли душу свою, погибали через свое отречение, через пристрастие к земным благам. Но и теперь есть многие, которые чрезмерно любя временную жизнь и ее блага и жизнь плотскую, – отрекаются следовать за Христом, исполнять Его заповеди, живут противно обязанностям своего званья и не каются в том – и таким образом теряют свою душу для вечности. А кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, – говорит Господь в сегодняшнем Евангелии, – тот сбережет ее. Здесь опять преимущественно разумеются случаи с мучениками, которые для Христа, для сохранения веры в Него и любви к Нему добровольно лишались имущества, чинов, родных и самой жизни своей, и таким образом сберегали жизнь свою для вечности, для Христа и Его вечного царства. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Это сказано в пояснение предыдущей мысли, т. е. что лучше лишиться всех богатств, почестей, родных, самой жизни по плоти, чем погубить навеки душу свою через отречение от Бога, для сохранения временной жизни и временных выгод, скоро покидающих нас.
Душа несравненно дороже всего мира, как созданная по образу Божию и предназначенная к бессмертию, – и ее нельзя ничем искупить от вечных мучений, если здесь не искупим ее верою в заслуги Искупителя, в искупительную кровь, мужественным исповеданием имени Его и доброю жизнью. Ибо кто постыдится Меня и Моих слово, – говорит Господь, – в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Здесь говорится о необходимости дерзновения или смелости и мужества при исповедании Христа, Сына Божия, о непощадении жизни своей для Христа и о последовании Его воле, потому что если кто здесь почтет за стыд следовать Ему, исполнять заповеди Его, или постыдится следовать постановлениям Церкви Его, ради угождения миру, плоти и диаволу, – того не признает своим и Сын Божий во второе пришествие Свое и на страшном суде Своем. Страшное слово, братия и сестры! Отбросим же ложный стыд и леность к благочестию, к посещению Богослужения, леность к чтению слова Божия и поучению в нем, отвержемся себя, отбросим угождение многострастной плоти, во зле лежащему миру и миродержцу – диаволу, – возьмем крест свой и последуем за Христом, Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира, за нашим Царем и Господом, уготовавшим нам царство на небеси от сложения мира. Аминь.