Крест Христов и наш крест

Великая милость Божия, жертва и великая премудрость Божия совершились на кресте и крестом. Если в нескольких словах выразить крестную премудрость, то следует сказать так: мы веруем и исповедуем, что Господь наш Иисус Христос упразднил Крестом вечную смерть и дал нам нескончаемую жизнь, и тот, кто желает приобщиться этой жизни, должен взять и понести свой крест. Преслушанием наших прародителей была потеряна жизнь духовная, вечная. В греховный падший мир вошла смерть (Рим.5, 12). Но в то время, когда на земле распространялась смерть, на небе полагалось начало новому спасительному бытию через Жертву Единородного Сына Божия. И когда исполнились времена, Христос Спаситель сошел с неба на землю, воплотился, вочеловечился, перенес величайшие страдания. От Вифлеема и до Голгофы Господь смиренно нес тяжелый Свой крест. Он перенес клевету и злословия, принял разные виды поруганий и хулений, видел и слышал крайнюю неблагодарность людей, Им же Самим облагодетельствованных. И что же? Ожесточился ли Он к Своим мучителям или охладел к ним Своим любящим сердцем? – Всесильный Владыка мира, к Кому являлись на Фаворе пророки Моисей и Илия как служители небесной славы, не только не карает по заслугам мятежных людей, но и старается предотвратить возникновение у Своих учеников даже неприязни, вражды к этим людям. Он приказывает вложить меч в ножны, исцеляет раненое ухо раба; уже будучи пригвожденным ко кресту Он молит Отца Небесного о прощении распинателей, находит силы, чтобы принять предсмертное покаяние благоразумного разбойника. Безмерно тяжел был Крест Спасителя, но и безмерно велики плоды его. Господь умер – и разрушена смерть вечная и смерть телесная. Первое было явлено уже на кресте в словах, обращенных к раскаявшемуся разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Второе – в особо чудесном знамении в самый час смерти Господа на кресте, когда, как повествует св. Евангелист, «гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 52). Христос умер – и грех уже не имеет власти над человечеством. Но живоносные плоды Креста Христова не разливаются сами по себе подобно водному потоку. Чтобы их приобщиться нужно подклониться под его сень, или взять свой крест и следовать за Спасителем (Мк.8, 34). Иначе Крест Христов будет вечно заключать в себе жизнь, а люди будут продолжать оставаться мертвыми. На одной из древних икон изображен крест. Нижний конец его опущен во ад, а поперечина опирается на землю. По части продольной, опущенной во ад, восходят на небо ветхозаветные праведники... Содержание этой иконы понятно: Господь Своим крестом разрушил ад, вывел оттуда всех с верой ожидавших Его пришествия, и ко всем людям протянул лествицу восхождения в мир горний. Но подняться по этой лествице, взойти по ней, или, как говорят наши подвижники благочестия, научить себя «ходить под крестом»98 должен сам человек, хотя и с помощью благодати Божией. Уже в начале нашей духовной жизни требуется самораспятие, т.е. борьба со страстями и похотями плотского человека. Распинать страсти и похоти нужно противоположными им добродетелями: гордость и тщеславие – смирением, скупость – щедростью и участием в судьбе ближнего, лицемерие – деланием добра в тайне, лень нужно побеждать трудом и т.д. Поднимается по крестной лествице тот, кто с усердием совершает молитву дома и неленостно посещает храм Божий; кто ничем не раздражается; кто спокойно переносит невзгоды и скорби житейские, не обвиняя в причине их других людей, кто борется даже с греховными мыслями и желаниями; кто постоянно творит добро людям; кто всю свою жизнь устрояет по воле Божией, кто, наконец, всегда помнит, что всё совершающееся в его жизни происходит так потому, что так угодно Промыслу Божию. Предание себя в волю Божию, Богопреданность, есть высший предел крестоношения христианина, есть крест «выше всего». Дорогие отцы, братья и сёстры! Счастлив тот, кто правильно несет свой крест – соблюдает заповеди Христа Спасителя, живет по воле Божией, ибо в самом сердце такого крестоносца, не возле него или рядом с ним, а именно в самом сердце живет и Сам Господь. Правда, нелегко нести крест исполнения заповедей Божиих, но в этом несении есть и великие утешения и надежные подкрепления. Тот же Крест Христов – наше спасение – будет для нас и утешением, и помощью. Кто возлюбит его всей душой и как бы переселит его в свое сердце, тот и исполнится его силой. Да оградит же нас Христос Спаситель благодатной силой Своего Честного и Животворящего Креста, да избавит нас от всяческих бед и несчастий, да укрепит нас в борьбе с грехом и да удостоит получить победный венец в Царстве Славы.

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх