Проповеди на праздники:


Крещение Господне (19 января н. ст. / 6 января ст. ст.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Водная стихия из всех предметов царства природы наиболее живая и движущаяся, и дает необходимые условия жизни и движение всему, ее окружающему. Где обилие воды, там - жизнь и деятельность, там - тучные нивы, роскошные луга, обильные леса, цветущие города, богатые селения. Не напрасно Создатель положил быть на земле этой благодетельной стихии в тройном количестве против суши. Все живые существа на земле имеют в своем существе в три раза больше жидкости, чем твердых частей.

Но для человека, особенно христианина, вода имеет еще особое значение. Господь избрал ее по преимуществу средством проявления Своей силы и всемогущества.

В основе творения жизни мира была вода. Даже тот первоначальный хаос, который Бог создал для сотворения всего видимого, хотя этот хаос и был безвиден, пуст, как бездна, не имевший формы, но очевидно был в движении, - как бы в переливании, напоминавшей воду, поэтому Моисей и называет это состояние первозданного вещества водой. 

Затем, когда уже была создана вода, Господь прямо говорит: «Да произведет вода душу живую, пресмыкающихся, рыб и проч., и птицы небесные да полетят по тверди небесной».

А дальше, когда выше меры умножились на  земле  грехи людей, то оскверненная грехами земля была омыта водой. Когда народ израильский вышел из Египта, то он спасся от своих поработителей тем, что пошел по воле Божией сквозь расступившиеся воды Чермного моря.

Многократно и потом в народе Божием происходили случаи проявления всемогущей силы Божией через водную стихию. Военачальник сирийский Нееман исцелился от проказы тем, что по слову святого пророка Елисея семь раз погрузился в реке Иордане.

В Иерусалиме была так называемая Овчая купель. В эту купель каждый год сходил Ангел Господень и возмущал воду в ней, и кто первый входил по возмущении ее, тот становился здоровым, какой бы не был одержим болезнью.

Но всё это были лишь прообразы того, чем сделается вода для сынов благодати, т. е. в новозаветное время для нас - христиан. Основателю благодатного Царства Божия, Спасителю нашему, угодно было избрать воду тем видимым средством, через которое невидимая благодать Божия соделывает человека достойным Царства Божия: «Аще кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», - сказал Сам Господь.

И первый призыв к этому Царству, первое откровение о Нем было также на водах: Христос Спаситель Сам принял крещение от святого Предтечи в водах Иорданских и освятил Своим крещением естество водное и Своим примером - крещение водой для нас.

Особенно ясный прообраз крещения святые отцы, учители Церкви видят в переходе израильского народа через Чермное море и в Овчей купели. При переходе через Чермное море вода спасает одних и погубляет других. Так вот, и в крещении христианин получает спасение, а диавол теряет свою силу над крещаемым. Как в Овчей купели, по возмущении ее Ангелом Господним, человек исцелялся от всех болезней, так и в Таинстве Святого Крещения мы получаем исцеление от всех недугов духовных.

Вода имеет свойство растворять твердые вещества и уносить с собою всякую нечистоту. Вот видимый образ невидимого действия благодати Божией, очищающей человека от всех грехов в Таинстве Крещения. Но, как всё в мире, так и вода подверглась порче, осквернению за грехи человека, потому Святая Православная Церковь, памятуя великое значение ее, как вещества, употребляемого в Таинстве Крещения, и питая уважение к существу ее, установила чин Великого Водоосвящения. Святая вода, освящаемая Великим Водоосвящением, имеет большую целительную  силу и  святость,  по-гречески  она так и называется «Великая Агиасма», т. е. Великая Святыня.

Сейчас мы, с помощью Божией, совершим этот великий чин Водоосвящения, и будем иметь ее в своих домах, как благодатную святыню.

Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх