Проповеди на праздники:


Краткосрочные педагогические курсы в селе Малая Перещепина для учащих в школах грамоты Константиноградского и Кобелякского уездов (слово к слушателям курсов сказано по окончании литургии)

 Мы слышали сейчас глубоко назидательные слова Псалмопевца: приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и (Пс.33:12–15). В этих словах Святая Церковь призывает к себе всех чад своих; дело научения она выполняет посредством молитвы, проповеди и затем путем школы. Посему-то настоящие слова Церкви являются особенно близкими нам, возлюбленные наши сотрудники в школьном деле. Обратим наше внимание на эти слова: здесь показан весь ход того нравственного воспитания, которое составляет у нас сущность и которое должно быть в каждой школе, состоящей под сенью Церкви.

 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Господи, кто не хочет жизни, кто не любит благополучных дней? Как же достигнуть сего благополучия? – Удержи язык твой от зла и от лести, научает Церковь. Вот первое условие доброго нравственного воспитания: обуздание языка, воздержанность в слове. Язык, как говорит апостол, небольшой член, но много делает... И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак.3:5–6). Между тем самообуздание человека в слове влечет за собой подавление нечистой мысли, подавление недоброго чувства. Посему в нашей школе подобает на первых же порах обратить внимание на нравственное воспитание слова у детей. Столь обычные среди крестьянских детей божба, брань, сквернословие не должны иметь места среди питомцев церковной школы. Напротив, приветливое, но без лести обращение с учителем, с начальником, с товарищами, со всеми окружающими должно быть обычным у церковных школьников.

 Уклонися от зла, словами Псалмопевца говорит Церковь далее. Зло, со времени падения первого человека вступившее в ожесточенную борьбу с добром, разлилось по всему миру и во всяких видах окружает нас. Побороть зло не под силу младенцу возрастом и младенцу разумом; посему – уклонися от зла. И детей наших школ научать должно, чтобы они не сбегались на места зла, места всякого беспорядка, ссоры, брани и крика, как это бывает в деревнях. Чего здесь дети не наслушаются, чего не насмотрятся, особенно среди нетрезвых! От всякого такого беспорядка, от всякого порока дети должны уходить своей дорогой – каждый к своему месту. Вместе с тем сами дети должны стараться, чтобы не делать того, что они понимают как худое и порочное.

 Но Церковь говорит нам не только уклонися от зла, но и сотвори благо. Мало не делать злого – обязательно делать доброе. Каждому человеку в условиях его жизни отведен свой удел для совершения добра. Детей надобно научать, чтобы они делали доброе каждый по своей возможности. Дети должны по возможности помогать друг другу в уроках, поделиться хлебом-солью, если это нужно, помочь сверстнику словом и делом по своей силе.
 
 Взыщи мира и пожени и, говорит, наконец, Церковь. Какое великое счастье мир внешний и мир душевный, мир Христов (Ин.14:7)! Это не спокойствие бездействия, не мир равнодушия, не тишь бессилия, как то утверждают нередко потерявшие мир разные мудрецы века сего. Истинный мир, мир Христов, есть полнота силы. Мир Христов есть благой плод усилий в добре. К сему благому плоду должно приводить детей в церковной школе всеми добрыми воспитательными средствами. Дитя доброе и разумное, дитя кроткое – оно во всех поступках, во всем своем поведении проявит подобающую силу и уверенность и вместе с тем кротость со спокойствием, в духе истинного мира.

 Озаботившись воспитанием слова, научив уклоняться от зла и делать добро, показав пути к миру, церковная школа этим образует в своих питомцах настроение страха Господня, того страха сыновнего, страха любви, который есть непременное условие для получения всякой премудрости (Пс.110:10) и который есть условие всякого совершенствования (2Кор.7:1). Страх Господень есть согласование с волей Божией всех наших мыслей, чувств и желаний, всех наших слов и действий. Памятование о Боге должно быть началом и концом нашего научения и усовершенствования. Вот, возлюбленные, ход воспитательного воздействия нашей школы на детей, который способен дать учащим живот и дни благи.

 Да поможет же вам Господь послужить Святой Церкви в исполнении ею сей части ее святого дела.

Проповеди на праздники:

Наверх