Краткие поучения причастникам. Поучение третье
Благодарим и славим Господа милосердного. Он в нынешнем году дозволил нам, грешным приобщиться Святых Даров благодати Божией. Испрашивая ниспослания благодати, Церковь внушала, чтобы мы молили: "Да будет нам Причащение Святых Тайн во исцеление и здравие тела". Такова молитва, самая нам, немощным, ближайшая по расположению нашему всегда желать себе земного безбедственного состояния. "Но,— спросите вы,— справедливо ли помогают Христовы Тайны причащающимся в подкреплении телесных сил?" Отвечаем на этот вопрос утвердительно. Кто читал внимательно жития святых подвижников, тот найдет много свидетельств в подтверждение животворящей и дивной силы Святого Причастия для нашего тела.
Многие подвижники в продолжение св. поста не вкушали совсем пищи и поддерживали свою жизнь ежедневным Причащением Св. Тайн. Так, известно, например, о преподобном Герасиме, память которого празднуется 4 марта, что он в посты и учрежденные постные дни не обедал и не вкушал пищи, но всегда в эти дни причащался. И этот подвижник был бодр, мужествен. День его проходил в труде и в беседе с народом, а ночь — в молитве. Пост его нисколько не изнурял, а, видимо, укреплял и придавал всем его силам, телесным и душевным, особенную свободу и могучесть. Он сам объяснял причину своего цветущего телесного здоровья частым Причащением Христовых Тайн.
Не говоря о временах, давно прошедших, мы, по милости Божией, бывали свидетелями благотворного влияния Христовых Тайн на людей даже в наше время. Очень нередко бывает, что больные, на смертном одре лежащие, получают чудесное исцеление и укрепление своих сил и встают от болезни животворной силой Тела и Крови Иисуса Христа, когда они причащаются их с полной верой и чистой совестью. Бывали многократно случаи, когда многие, подверженные страсти пьянства и буйственности, прекращали эти безобразия после принятия Св. Христовых Тайн. Они сами открыто говорили: "Словно каким-то чудесным огнем была опалена душа наша, и мы после этого получили полнейшее отвращение от винопийства и внутреннего озлобления".
Если Причащение Св. Христовых Тайн здесь, на земле, видимо и благотворно действует на нас, то нет сомнения, что во всем величии своем оно явится там, в будущей жизни. Здесь обнаружение полной силы этого Таинства невозможно, потому что все мы люди смертные, каждому из нас рано или поздно суждено умереть. Бессмертие начнется для нас за пределами гроба. Люди, причащающиеся достойно Св. Христовых Тайн, вносят в себя начало и зародыш вечной жизни, того обновления, в котором наши тела воскреснут в день всеобщего воскресения и оживотворятся. Сам Спаситель сказал: "Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6; 54).
Таким образом, причастники Св. Тайн должны быть убеждены, что они приняли в себя такой великий Дар, который и душе, и телу сообщает жизнь в этом мире и в будущем. Такой спасительный дар ничем ни оценить, ни заменить нельзя. Он дороже всяких ценностей, выше всяких почестей. Кто в себе носит этот дар, тот имеет в себе Духа Святого. Пред причастником все враждебное никнет и падает. Самая могила — светла, Страшный Суд для него — оправдание, вечность для него — бесконечное блаженство.
Памятуйте же, чада мои духовные, сказанное мною. Памятуйте, что в эти минуты все вы святые, что каждого из вас просвещает свет Христов. Горе, несмываемый стыд и слезы тоскливые всем тем, кто неблагодарно и небрежно угасит этот незаходимый свет Божий, кто изменит тайне Божественной, которую восприняли вы в прощение всех грехов и в жизнь вечную. Аминь!