Краткие поучения причастникам. Поучение четвертое
Господь наш Спаситель Иисус Христос по Своему человеколюбию удостоил нас Святого Причащения. Если мы понимаем значение этой Божественной милости, то не знаю, в каких словах выразить нам пред Христом свои благодарные чувства!
1. Поймите и оцените. Через Причащение очистилось и освятилось тело каждого из нас. Теперь, в эти минуты, между нами нет ни единого грешника. Все наши грехи, какие бы они ни были, если мы в них раскаялись и со смиренной душой и чистым сердцем вняли голосу назидания в Таинстве покаяния,— все наши грехи прощены. За нас пред небом, пред Божественной правдой, ходатайствовал Сам Господь, наш Спаситель. Он взял всех нас под Свою всемогущую десницу, всех омыл, и освятил, и напоил Божественной Своей Кровью, всех напитал Своим Пречистым Телом. Теперь где Он находится, там и мы. Он Сам сказал: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6; 54). Итак, у всех ныне причастившихся тело есть храм Святого Духа, жилище благодати. Наше тело в эти спасительные минуты так же чисто, каким оно будет в тот день, когда все люди воскреснут. Великое счастье тому, в ком не иссякнет отныне этот чудный, таинственный животворный дар святости и чистоты.
2. Но в человеке, кроме телесной жизни, есть другая жизнь — это жизнь души. Жизнь души поддерживает свое бытие и существование Духом Святым: "Духом Святым всяка душа живится и чистотою возвышается, и светлеется присно". Животворящая благодать Святого Духа ниспосылается нашей душе чрез Таинство Причащения. Поэтому в молитве пред св. Причащением Церковь влагает в наши уста такие слова: "Господи, да будет нам Тело и Кровь Христовы во очищение, в просвещение, во исцеление, во здравие души, в возращение добродетели и совершенства, в жизнь вечную". Вот почему истинные христиане всех времен, самые великие подвижники и угодники Божий в искушениях, в скорбях, в немощах, при напастях, в приготовлениях к какому-либо многотрудному делу, при страхе, невольно и безотчетно охватывающем душу, всегда укрепляли себя Св. Христовыми Тайнами. Они впадали в печаль, если не могли почему-либо ежедневно причащаться. Святой Игнатий Богоносец в письме проповедническом к своей римской пастве на вопрос о том, как он живет, какие желания занимают его, отвечал: "Тленной пищей не увеселяюсь. Божьего Хлеба хочу, Хлеба небесного, Хлеба животворного, иже есть Плоть Христа, Сына Божия; и пить хочу Кровь Того, Иже есть Любовь нетленная и Живот вечный".
Будем же помнить, какой великой благодати мы удостоены, и будем хранить в себе это бесценное сокровище. Будем помнить, что "Святая святым" предлагается, а не недостойным. Будем молить милосердого Господа, чтобы и впредь не лишал нас этого насущного Хлеба нашего и возможно чаще удостаивал причащаться во спасение и жизнь вечную. Святой Иоанн Богослов во всю сравнительно долгую жизнь ежедневно сам молился и других поучал молиться этими словами: "Господи! подавай нам всегда такой Хлеб" (Ин. 6; 34). И вы возьмите себе к сердцу ближе эту молитву, сами ее повторяйте и, при помощи Божией, приводите в исполнение, в особенности же тогда, когда вас будут обуревать страсти, когда нападать на вас будут соблазны, когда будут грозить вам ваши враги, видимые и невидимые.
Веруйте и уповайте, что Христовыми Тайнами вся прелесть упразднится, все самое темное, грязное убелится и освятится, все больное и зараженное в нас грехом и пороком исцелится для жизни временной и вечной. И с этими Святыми Дарами перейдем от земли в вечное царствие Божие, где увидим Господа Спасителя. Он узнает нас, потому что мы причащались Его Плоти и Крови, и, таким образом, мы, по выражению ап. Павла, суть не иное что, но "члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Еф. 5; 30). Аминь!