Проповеди на праздники:

Корабль (Всех святых). Проповедь в День Всех Святых в Ильинской Черкизовской церкви г. Москвы, 1957 г.

Корабль (Всех святых). Проповедь в День Всех Святых в Ильинской Черкизовской церкви г. Москвы, 1957 г.

Часто мы, дорогие, бываем свидетелями и участниками церковных торжеств в нашей столице: к нам каждый год приезжают представители православных церквей из других стран. Они молятся с нами, они благословляют наш верующий народ.

На разных языках, соответствующих каждому народу, произносятся слова молитв — одних и тех же во всех православных церквах. И все православные церкви, самостоятельные в своем внутреннем управлении, представляют собою одно целое, одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь, связанные между собой единым Духом, единой верой, единой молитвой, единой Чашей, из которой все мы причащаемся одного и того же Божественного Тела и Животворящей Крови Господних.

Все церкви православные хранят неповрежденной святую веру от времен Господа Иисуса Христа, св. апостолов, учеников апостольских, св. отцов “золотого” четвертого века христианства: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Великого и св. отцов семи Вселенских Соборов.

Через многие века Православная Церковь пронесла во всей чистоте это истинное Христово апостольское и святоотеческое учение и нас с вами ему научает и передаст нашему духовному потомству, нашим преемникам.

Мы выросли православными и умрем православными детьми Святой Христовой Церкви!

Все мы, дорогие мои, все православные люди на земле — русские и болгары, румыны и греки, арабы и сербы — составляем одну великую семью детей своего Небесного Отца. Все люди — братья друг другу, все христиане — братья во Христе, но все православные пребывают в особенно тесном и близком родстве между собой, потому что принадлежат к истинной Церкви Христовой и причащаются из одной и той же Святой Чаши.

Все мы, православные сыны Церкви Христовой, к какой бы нации мы ни принадлежали, по образному сравнению одного из св. отцов, находимся как бы на одном огромном корабле. Кормчий которого — Господь Иисус Христос. Божественный Кормчий ведет Свой корабль к берегам вечной жизни, к вечному спасению. Он, по мановению воли Которого утихали бурные волны на море Тивериадском, управляет ветрами и на море житейском, по которому плывет этот великий, таинственный, священный корабль.

Какое счастье быть сыном Православной Церкви Христовой, пребывать на этом великом духовном корабле! На берегах вечной жизни, куда плывет этот корабль, все мы, кто будет достоин радостей этой жизни, насладимся полнотой счастья — быть в общении ничем и никем не пресекаемом, со своим Сладчайшим Господом Спасителем.

И когда мы, возлюбленные, дорогие и милые во Христе, напоминаем себе о том, что принадлежим к Святой истинной Православной Церкви, пусть сердце всегда напомнит нам и о том, что спасается для жизни вечной не тот, кто только по имени принадлежит к Святой Церкви, не тот, кто только плывет на этом корабле, но кто трудится над своей душой во имя своего вечного спасения.

Когда юноша спросил Господа Иисуса Христа, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь, Господь сказал: “Соблюдай заповеди”. Юноша спросил: “Какие?” Спаситель напомнил ветхозаветные заповеди, какие должен был знать этот пытливый юноша: не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, люби ближнего своего, как самого себя. Но эти заповеди, данные еще в Ветхом Завете Господом Богом, Господь Иисус Христос восполнил Своими новозаветными Евангельскими заповедями, которые также обязательны для нас, ищущих вечного спасения, желающих прийти в жизнь будущего века достойными общения со своим Сладчайшим Господом.

Кто составит Царство Небесное? Нищие духом, смиренные — кто не думает о себе много, а считает себя только грешником, худшим из других людей.

Кто утешится в Царстве Небесном? Плачущие о своих бесчисленных грехопадениях.

Кто наследует землю в жизни будущего века? И кто наследует в духовном смысле здесь, на земле, блага веры? Кто насладится всеми богатствами веры нашей еще в земной своей жизни? Кроткие — кто умеет подавлять в себе гнев, озлобление, ненависть и всякие другие недостойные христианина чувства в отношении друг ко другу. Кто насытится в Царстве Небесном? Кто алчет и жаждет Правды, кто ищет своего спасения, кто думает об этом, трудится над своей душой, чтобы быть для жизни вечной спасенным?

Кто будет помилован? Милостивые — кто знает сладость милосердия, кто носит в своем сердце сострадание, кто, прежде чем о себе думать, думает о другом, находящемся в горе и нужде.

Кто сынами Божиими наречется? Миротворцы — кто живет в мире и кто сеет семена мира, незлобия вокруг себя.

Кто увидит Бога в Царствии Небесном? Чистые сердцем — кто заботится о спасении через покаяние, через раскаяние, очищая свою грешную душу, чтобы она была готовой войти в Царство вечной чистоты и вечного света, вечной радости.

Так, мои дорогие, все мы, принадлежащие к Святой Церкви Православной, носящие священное имя православных христиан, должны трудиться над тем, чтобы наше сердце становилось чище, чтобы оно было добрым, любвеобильным, смиренным, терпеливым; чтобы из этого сердца вырывалось жало греховное, чтобы в нем становилось меньше и совсем не стало бы той грязи, какую нередко годами носит в себе наше грешное сердце.

Если мы так не думаем о себе, не думаем о том, что в жизнь будущего века войдут только чистые, кроткие, милостивые, — тогда наша душа становится подобной болоту, в котором разводится всякая нечистота.

Наша душа должна быть подобна живой, бегущей воде, которая омывает грязь нашего сердца слезным раскаянием, влечет нас с собой все вперед, чтобы бессмертная душа все больше сияла и украшалась делами любви, милосердия, делами самоочищения.

Никто на земле не может сказать, что он перешел уже предел возможного своего духовного совершенствования, потому что Господь сказал: “Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен”.

Господь не поставил какого-то предела, порога, до которого мы должны идти. Мы всю жизнь должны духовно расти, духовно обогащаться, духовно украшаться. И тогда это сладостное для нас пребывание на корабле Церкви Христовой будет воистину для нас спасительным. И когда этот корабль приведет каждого из нас к берегам вечной жизни, чтобы перейти нашей душе в жизнь будущего века, мы сойдем с этого корабля не только с одним священным именем православного христианина, — этого, еще раз напомню, дорогие, мало для вечного спасения! — мы сойдем на берег жизни вечной и с теми делами доброй жизни: молитвой, покаянием, прощением, терпением, преданностью воле Божией, с которыми мы должны жить и оправдывать свое имя ученика Христова.

Мы должны взирать на святых угодников Божиих, чтобы учиться у них и терпению, и любви, и другим нашим христианским добродетелям. Святые угодники Божий были во всем нам подобными людьми — с немощами, скорбями, с искушениями. Но они умели их преодолевать и вошли в Царство вечной славы, овеянные духовной красотой.

Вы все знаете притчу о девах мудрых и юродивых. У юродивых не хватало масла в светильниках, когда пришел в полночь Жених, а мудрые девы вышли встречать Его с горящими светильниками.

Эту притчу сказал Господь Иисус Христос в назидание нам, чтобы все мы уподоблялись мудрым девам, чтобы в наших сердцах всегда жил святой огонь, питаемый священным елеем добрых дел, чтобы встретить нам Небесного Жениха в минуту смерти не с пустыми светильниками, но горящими нашей верой, нашей крепкой надеждой на милость Божию и нашей любовию. Пусть в наших сердцах не будет оставаться никаких неискупленных и неоплаканных прегрешений против своей ли совести или против своего ближнего.

Какое это счастье быть сыном Небесного Отца, быть сыном Церкви Христовой и знать, что Господь ждет меня там, в Своих обителях для вечного с Ним общения, для вечной с Ним радости! Надо быть этого достойным! Для этого надо и трудиться, об этом надо молиться.

Надо молиться нашей Небесной Матери, чтобы Она до конца наших дней была нашей Заступницей и Нечаянной нашей Радостью. Надо молиться святым угодникам Божиим, чтобы они на нашем пути к порогу Небесного Царства Божия своими небесными благословениями подкрепляли нас слабых, немощных, часто хромающих на оба колена на своем земном поприще.

И если мы будем жить со Христом и будем готовить душу для жизни вечной, — мы здесь, на земле, будем переживать великое, ни с чем не сравнимое счастье носить в себе и ощущать в своем сердце присутствие Господа: ведь Он обещал, что тот, кто любит Его и соблюдает заповеди Его, удостоится великой радости — к Нему в сердце придет Отец Небесный и Сын Божий, чтобы сотворить в этом сердце обитель Себе.

Когда так живет православный христианин, со своим Господом в сердце, какой он носит источник счастья! Он просыпается утром и чувствует в первые минуты по пробуждении, что Господь, к Которому обращены его духовные очи, благословляет его на трудовой день. Засыпает он, обращаясь своим духом ко Господу, и знает, что Господь благословляет его на ночной отдых. Он знает, что Господь и среди дня всегда с ним. И в болезнях, и в скорбях Господь всегда с тем, кто Его ищет, кто к Нему простирает свое сердце.

Дай Бог, молитвами Преблагословенной нашей Богоматери и святых угодников Божиих, чтобы такой, достойной вечности, была наша земная жизнь и чтобы все мы на великом корабле Святой Церкви Христовой достигли порога жизни вечной и вошли в вечную славу.

Проповеди на праздники:

Наверх