Проповеди на праздники:


Конфликт с иудейством внутри и вне Церкви

Но отношением язычества к христианству не исчерпывается характеристика исторического момента. Его второй особенностью был конфликт с иудейством. Строго говоря, надо различать два конфликта: конфликт с иудейством внутри Церкви и конфликт с иудейством вне Церкви. Первый имел место в Коринфе и в Церквах Галатийских. Иудаистические агитаторы старались убедить христиан, обращённых из язычества, что исполнение закона Моисеева требуется и от них. Потому и восстает ап. Павел в Послании к Галатам против обрезания (ср. Гал.5:2 и сл., Гал.6:12 и сл.). Требования иудаистов сводили на «нет» достижения Иерусалимского собора. Отпадение Коринфской Церкви было, по всей вероятности, тоже делом иудаистов. Можно думать, что агитаторы знали Христа по плоти и в этом видели своё преимущество перед ап. Павлом (ср. 2Кор.5:16, 10:7, 12, 11:5, 13–15, 22–23 и др.). Иудеи, нарушившие мир церковный в Коринфе и в Галатии, были христиане. Но активность, враждебную Павлу, проявляли и иудеи вне Церкви. Возвращаясь из третьего путешествия, ап. Павел знал, и близким к нему людям было тоже открыто, что в Иерусалиме его ждут страдания и узы (ср. Деян.20:22–23 и сл., Деян.20:38, 21:4–6, 10–14). Об опасностях, грозящих ему «от неверующих в Иудее», он писал в это время и римлянам (Рим.15:30–32) и просил их молитв. Конечно, конфликт с иудеями внутри Церкви и конфликт с иудеями вне Церкви был не один, а два конфликта. Но эти два конфликта были между собой тесно связаны. Эта связь была внутренняя. Выше было сказано, что возникновение иудейской проблемы в Церкви надо понимать как реакцию иудейства. Эта реакция была неизбежна, поскольку иудеи, входившие в Церковь, сохраняли связь с иудеями вне Церкви. Во время третьего путешествия ап. Павла иудаистическая агитация внутри Церкви и возбуждение против ап. Павла среди иудеев, не входивших в Церковь, были различными выражениями одной и той же реакции иудейства.


Проповеди на праздники:

Наверх