«Хвала» как понятие у ап. Павла
Но, в отличие от противников, он имеет объективное основание для «хвалы» (2Кор.10:12–17). Понятие хвалы, выраженное глаголом καυχάομαι и другими словами от этого корня, встречается у ап. Павла очень часто. Человек может хвалиться, если он владеет положительной ценностью. Положительные ценности не существуют вне Бога. Если ап. Павел хвалится теми ценностями, которыми он владеет, то речь идёт о ценностях, в своем бытии восходящих к Богу. Недаром в Рим.5 он облекает в форму троякой хвалы (ср. Рим.5:3, 8, 11) учение о благодати. В таком именно смысле ему принадлежит апостольская власть (ср. 2Кор.10:8) и удел его служения, который назначил ему Бог. В любви своей к коринфянам, противополагая себя своим противникам (2Кор.11:1–15), Павел готов, как бы в неразумии и не в Господе, тоже похвалиться по плоти (2Кор.11:16–18), правда, не внешними преимуществами, – он пользуется этим случаем, чтобы ещё раз горько посмеяться над своими противниками (2Кор.11:19–21 а), – а трудами и лишениями своего служения (2Кор.11:21–32). Связанный с ветхозаветным прошлым не менее крепко, чем его противники, он имеет больше прав, чем они, именоваться Христовым служителем, потому что больше их страдал за Христа и трудился. Воспоминание о трудах приводит его к воспоминанию об откровениях.