Хронология пути на Страсти

Предлагаемое согласование синоптиков и Ин. не представляет хронологических трудностей. Страсти Христовы, которыми отмечена Его последняя Пасха в Иерусалиме, связаны с воскрешением Лазаря более внутренне, чем внешне, поскольку сам евангелист отмечает после воскрешения Лазаря и до наступления Пасхи удаление Господа в Ефраим (Ин.11:54–57). Сколько времени Господь оставался вне ближайших окрестностей Иерусалима, евангелист не говорит. Но мы вправе допустить, что Господь удалился в Ефраим ранее марта месяца, когда приходилась иудейская Пасха. Датировка воскрешения Лазаря первой половиной февраля не вызвала бы серьезных возражений. Если пребывание Господа в Ефраиме было непродолжительное и из Ефраима Господь возвратился в Галилею, где и произошла Его встреча с Семьюдесятью по окончании возложенного на них служения, – мы должны будем допустить, что отлучка Господа из Галилеи, а значит, и миссия Семидесяти, продолжалась от конца сентября – начала октября не до половины декабря, как мы первоначально предполагали, а до половины февраля. Это удлинение, не вызывая возражений по существу, позволяет привести к единству повествование синоптическое, с одной стороны, и Иоанновское, с другой стороны. Мало того. Оно умножает исходные точки для построения хронологии последнего пути Христова из Галилеи в Иерусалим. О Своем намерении идти в Иерусалим Господь говорит ученикам в начале осени. Тогда Он посылает вестников в самарянское селение (Лк.9:51 и сл.). Это было, вероятно, в сентябре, прежде миссии Семидесяти и отлучки Господа в Иерусалим на праздник Кущей (Ин.7), который приходился на конец сентября – начало октября. Предлагаемая датировка Лк.9:51 и сл. находится в согласии и с тем обстоятельством, что насыщение пяти тысяч естественно мыслить весной, поскольку в евангельском повествовании упоминается зеленая трава (Мк.6:39, ср.: Ин.6:10) и приближение Пасхи (Ин.6:4)20. Пребывание Господа в странах Тирских и Сидонских, опущенное в Лк. и поставленное в Мк. (Мк.7:24–30) и Мф. (Мф.15:21–29) после насыщения пяти тысяч и прежде исповедания Петра и Преображения, дает недостающие вехи, которые приводят нас через летние месяцы к началу осени. В сентябре Семьдесят отправляются на проповедь, а Господь отлучается в Иерусалим и остается в отсутствии до половины февраля. Путь Христов в собственном смысле слова начинается в половине февраля и кончается в марте за шесть дней до Пасхи (Ин.12:1).



Проповеди на праздники:

Наверх