Хронология и география путешествия
В Ефесе и была сосредоточена деятельность ап. Павла в течение двух лет (ср. Деян.19:10), и даже, вероятно, более продолжительного срока (ср. Деян.20:31), если мы вдвинем эпизоды 2Кор. в рамки Деян., где для них можно найти место только после Ефесского мятежа. В Деян.20:1 рассказ Дееписателя отличается крайней схематичностью, и мы имеем все основания предполагать, что он оставил без упоминания поездку ап. Павла в Коринф, после которой тот снова возвратился в Ефес. Эта поездка поставила апостола перед горестным фактом отпадения от него основанной им Церкви (ср. 2Кор.2:1). Подробностей мы не знаем, но представляется очень вероятным, что он сам подвергся тяжёлому оскорблению (ср. 2Кор.2:5–10, 7:12). Не знаем мы и того, сколько времени провёл апостол в Ефесе, возвратившись туда из Ахаии. Он был подавлен скорбью (ср. 2Кор.1:8), и даже успех благовестия в Троаде (ср. 2Кор.2:12), куда он направился из Ефеса, не принёс ему утешения. Он успокоился только в Македонии (2Кор.2:13, 7:5 и сл.), когда Тит, которого он посылал в Коринф, возвратился к нему с добрыми вестями. Пребывание Павла в Македонии отмечено в Деян.20:1–2.
Оттуда он перешёл в Элладу, т.е., надо думать, в ту же Ахаию, с которой у него было связано столько огорчений. Он пробыл там три месяца. В Деян.20:3 упоминается «возмущение, сделанное против него иудеями». Оно, по-видимому, ускорило его возвращение на Восток. Текст Деян.20:3 дошёл до нас в нескольких параллельных формах. И мы не знаем, что в точности имел в виду Дееписатель, когда писал о «возмущении» (ἐπιβουλή собственно: «козни, засада»). Из текста древнейших рукописей можно вынести впечатление, что ап. Павел был извещён о покушении на его жизнь, готовившемся на том корабле, на котором он думал плыть в Сирию, и что это заставило его изменить маршрут. Но поскольку отпадение коринфян, как в своё время будет показано, было вызвано агитацией иудаистов, неизбежно встаёт вопрос, не содержится ли в кратком замечании Дееписателя указание на новое отпадение. Это тем более вероятно, что в Послании к Римлянам, которое ап. Павел отправил по назначению перед самым отбытием из Ахаии, предостережение Рим.16:17–20, ни в какой мере не вытекающее из того, о чём идёт речь в Послании, отражает горькие переживания самого апостола, под впечатлением которых он находился. По свидетельству Деян., обратный путь апостола лежал через Македонию и Троаду и далее морем, вдоль берегов Малой Азии. Павел спешил в Иерусалим к Пятидесятнице (ср. Деян.20:16). Не желая задерживаться в Ефесе, он вызвал Ефесских пресвитеров в Милет, где и преподал им прощальные наставления (ср. Деян.20:17–36). После остановки в Тире и Птолемаиде Павел и его спутники высадились в Кесарии и оттуда продолжили свой путь в Иерусалим (Деян.21:1–17).