Христос Воскресе
Вы, чьи лучшие стремленья,
Даром гибнут под ярмом,
Верьте, други, в избавленье,
К Божью свету мы грядем.
Вы, кручиною согбенную,
Вы, цепями удрученные,
Вы, Христу сопогребенные,
Совоскреснете с Христом.
(А.К. Толстой).
Лет сто тому назад мудрый страж «Града Господня», наблюдая на Руси нарастание так называемого «практического материализма» с его богоборческими и духоборческими устремлениями, предостерегающе предвозвестил верующим: «Паки Голгофа и крест». Ныне, когда практический материализм стал исповеданием суровых поработителей величайшей в мире страны, шестая часть земной поверхности немолчно оглашается воплями «паки Голгофа и крест», ибо не только Христос и все Христово, но решительно все божественное, религиозное, духовное, возвышенное, святое обречено здесь на изуверское посмеяние, поругание, проклятье и угробление.
Не только устремление человека ввысь к божественному и Божеству, но и всякая попытка сохранить свое человеческое достоинство объявлены здесь тягчайшим преступлением, влекущим за собою «высшую меру наказания» — смертную казнь. Миллионы людей с безупречнейшим именем казнены только за дерзновение осуществлять в жизни непреложные веления Бога и чистой совести, за исповедание норм права и морали, чтимых веками решительно во всем культурном человечестве.
Миллионы людей живут под непрестанною угрозою того же и за то же. Взбунтовавшаяся плоть затеяла беспримерный поход против Духа Божия и духа человеческого. Как бы в оправдание древней пословицы о дьяволе, передразнивающем Бога, практический материализм, как и христианство, шлет в «мир весь» своих миссионеров, но каких миссионеров? Предателей, агентов разложения и развращения. В качестве меры вещей они пропагандируют человека-животное, а в властители мира прочат человека-зверя.
Возможно, что прежде, чем человечество осознает опасность и необходимость решительной борьбы, надругательства зверя над общечеловеческими ценностями и святынями, выйдут и и за пределы злосчастной Руси. Но если бы даже всему человечеству суждено было бы изведать на себе когти и зубы кровожадного зверя и, подобно Руси, пройти через Голгофу уничижения и страдания, это все-таки не означало бы конечной победы плоти над духом, зверя над человеком. Для верующих непреложно ясно, что сеющие в тленную плоть могут пожать только тленное, ибо тленное не может породить ничего нетленного, вечного. Древняя мудрость восстающих на Бога именует безумцами, а история красноречиво свидетельствует, что на богоборцах всегда оправдывались слова псалмопевца: «Живый на небесех посмеется им, а Господь поругается им». «Яко сосуды скудельничи сокрушит я» (Пс. 2:4, 2:9). В конечном итоге и все восстания плоти против духа человеческого тщетны. Внешней силе доступно только внешнее, хранимое в глубинах духа ей недосягаемо (Еккл.).
Дивная по красоте и мудрости русская легенда-притча повествует, что грубая, дикая сила татарская, поработив Русь, разграбив и разгромив все доступное разграблению и разгромлению внешнею силою, оказалась бессильна пред градом Китежем, славившимся и богатством и благочестием и верностью отеческим преданиям: Китеж со своими ценностями и святынями сокрылся от взоров и дланей татарских в глубинах озера Светлояра и продолжал там жить, как жил до татарщины. Само собою понятно, что под глубинами Светлояра здесь разумеются глубины русского духа, сокрывшего от взоров и дланей татарских русские духовные ценностей. Можно быть уверенным, что и в настоящее лихолетье заветные духовные ценности и святыни сокрыты от взоров и дланей зверя в недоступных ему глубинах русского духа.
Однако было бы ошибкой, если современные богоносцы и духоносцы сочли бы возможным опочить на этих непреложных истинах. То правда, что богоборцы и духоборцы в конечном итоге бессильны разгромить дух и его царство, но и те опыты разгромления духа, которые предпринимаются взбунтовавшеюся плотию, несомненнейшее зло, тормозящее нормальный рост духовной культуры. Не из боязни за конечные судьбы Царствия Божия говорит Спаситель: «Кто не со Мною, тот против Меня. Кто не собирает со мною, тот расточает». Безучастность, пассивность раззадоривает врагов Царствия Божия в их безнадежном походе. Если бы русские, схоронив в глубинах своего духа свои духовные ценности и святыни, только хранили бы их как семена в амбаре, как капитал в сундуке, татары и доселе могли господствовать на Руси. Семена эти должно сеять, капитал пускать в оборот, огонь любви к наследию предков разжигать.
Когда мудрый страж града Господня предвозвещает Руси «паки Голгофу и крест», его прозорливости предносилась не только как бездна страданий народных, но и как окончание страстей, подобное окончанию Голгофы Христа. Ад не в силах был удержать Христа в своих узах (Деян. 2:24). Христос воскрес. Воскресенье Христово было полною неожиданностью для врагов Христа, в распятии и погребении усматривавших полную победу над Христом. И диким татарам порабощение разгромленной и разграбленной Руси казалось незыблемым, раскрепощение невозможным. И те, и другие в учет принимали только внешнее, учет духовного начала им был недоступен. И ныне взбунтовавшаяся плоть, обосновав свое господство на разгромлении всего внешнего, обольщает себя мечтами о порабощении всего мира. Между тем духовные силы, сокрывшиеся от плотских взоров и дланей в проточных глубинах Светлояра, живут и нарастают незримо, но неотступно. Так, в вешние дни миллионы незримых ручейков постепенно накапливают ту силу, которая вдруг разбивает ледяные оковы, чтобы частью стереть их на месте, частью утопить в море-океане.
Бей даже малым ручейком.
Он в океан вольется.
(Хомяков).
Не говори: я капля в этом море
Моя печаль бессильна в общем горе,
Моя любовь бесследно пропадет.
Смирись душой и мощь свою постигнешь,
Поверь любви, и горы ты подвигнешь
И укротишь пучину бурных вод.
(Голенищев-Кутузов).
Исполнив свой долг, и великие и малые богоносцы и духоносцы вынуждены мириться со смиряющей безвестностью. То непреложно известно, что половодье неминуемо будет, но день и час, когда Волга, поддержанная миллионами безвестных ручейков, разобьет ледяные оковы, кому ведомы?
Апрель преполовинивается, а она все еще подо льдами… Мироносицы несли ароматы, чтобы помазать тело Иисусово, а вестник Господень говорит им: «что ищите Живого с мертвыми? Возста, несть зде» (Мф. 28:6).
Чем неожиданней, тем радостней была для них благая весть: «Христос Воскресе!».