Христос, в Иерусалиме на празднике Кущей
Отправив на проповедь Семьдесят, Господь отлучился в Иерусалим. С Господом были Двенадцать. Упоминаемые в Ин.7–10 ученики представляют собою некую группу, пребывающую с Господом (Ин.9:2, 11:7–16). В Иерусалиме и его окрестностях у Господа были отдельные последователи, вроде Никодима, Иосифа Аримафейского и семейства в Вифании. Мы ничего не слышим о какой бы то ни было организованной группе. С другой стороны, в Ин.11:16 прямо упоминается Фома, принадлежавший к Двенадцати.
Как понимать посещение Господом Иерусалима в начале пути на Страсти, который должен был привести Его в Иерусалим? Мы видели, что путь на Страсти мог быть только однократным, и это убеждение было нашей исходной точкой при суждении о топографии и хронологии пути. Не является ли посещение Господом Иерусалима в начале пути уклонением от поставленной цели, невероятным по существу и противоречащим предложенному выше пониманию последнего пути Господня? Ответ на это недоумение даёт евангелист Иоанн. Ему было известно, что Господь не шёл в Иудею, а значит, и в Иерусалим, опасаясь иудеев, которые «искали убить Его» (Ин.7:1). Братья побуждают Его идти в Иерусалим на праздник Кущей, для того чтобы явить Себя ученикам (Ин.7:3), а с ними и миру (Ин.7:4). Евангелист объясняет этот совет неверием (Ин.7:5). Мы не имеем основания подозревать провокации. Братья к Господу не враждебны. Они не верят в Него как в Мессию. Мы уже видели, что молва о мессианстве Иисуса вышла за тесные пределы Его учеников. Она не могла не коснуться и братьев, и братья ищут доказательств. Без доказательств они не поверят. Побуждая Господа идти в Иерусалим, они думают о явлении Его как Мессии. И их предложение Господь отвергает. Его «время еще не настало» (Ин.7:6, ср. Ин.7:8). Русское слово «время» в Ин.7:6 и Ин.7:8 есть перевод греческого καιρός, собственно: «срок». Но в данном случае его едва ли можно понимать иначе, чем греческое ὥρα – «час» – в Ин.7:30, 8:20, который обозначает час Страстей (ср. еще Ин.2:4). Этот час тогда еще не пришел. Его наступление есть начало Страстей (ср. Ин.12:23, 13:1). Господь потому не идет в Иерусалим как Мессия, что еще не наступил Его срок, не пришел час Страстей. Его всенародное явление в Иерусалиме как обетованного Мессии будет явлением Мессии на Страсти. Оно совершится только в конце пути как достижение его цели. В отличие от явного обнаружения Мессии, посещение Господом Иерусалима в начале пути есть посещение неявное, как это и сказано со всей ясностью в Ин.7:10 (οὐ φανερῶς, ἀλλὰ ὡς ἐν κρυπτῷ, ср. недоумение иудеев в Ин.7:11). В Ин.7:26 русское слово «явно» есть перевод греческого παρρησίᾳ, которое значит «открыто», «дерзновенно». Оно относится к свидетельству, не к явлению. И открытое слово Христово понимается по-разному. До прямого признания Его мессианства еще далеко. Мы стоим перед фактом недоумения (ср. Ин.7:27–31 и Ин.7:40–43 и особенно Ин.10:24). Мы можем подвести итоги. Посещение Господом Иерусалима в начале пути было бы отступлением от Его первоначального намерения и противоречило бы нашему пониманию пути, если бы Он пришел туда как Мессия. Пришедши «не явно, а как бы тайно» (Ин.7:10), – в толпе паломников на праздник Кущей, – Он пришел так же, как Он приходил и раньше по случаю иудейских праздников (ср. Ин.2:23, 5:1), начиная с юных лет (ср. Лк.2:41 и сл.). Он оставался верен благочестивому обычаю, который неукоснительно соблюдался в доме Иосифа. Продолжительность миссии Семидесяти позволила Ему на этот раз дольше задержаться в иудейской столице и вообще вне пределов Галилеи.