Христос Рождается!

Всем возлюбленным о Христе чадам Пермской поместной Церкви

Благодать вам и мир и милость от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

Третий раз мы будем проводить святые дни Рождественских праздников среди непримиримого противоречия ангельскому в ту единственную ночь пению: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Такую радостную песнь воспели тогда светлые небожители, явившись вестниками желанного людям мира. Ибо родился Бог крепок, Властитель, Начальник мира, и мира Его несть предела, как и поется во всех церквах Божиих. Таково было еще древнее слово Божие о Рожденном Богомладенце нашем Спасителе, и не может оно солгатися. Между тем и через 1916 лет после пришествия Спаса в наш грешный мир не только нет мира на земле, но наоборот – вражда между людьми лютейшая лишь крепнет и крепнет. Много крови пролито за два с половиной года, а впереди еще больше, может быть, прольется. Лют был враг наш доселе, беспощадно истребляя всяким зверством наших братьев-воинов, не щадя и мирных людей и даже детей. А теперь, почуявши неминуемую гибель свою, и еще лютее и беспощаднее будет, как раненый смертельно и затравленный зверь. Много бед миновало, а впереди и еще лютейшие беды от озверелого гордого врага предстоят не только нам, но и всему миру. Итак, ужели напрасно пели святые Ангелы ту дивную песнь о мире всего мира? Ужели нет и не будет этой радости людям от Бога?

Нет, братие мои, Господь воистину есть Начальник мира, и только мира желает Он людям, всех желающих приобщая к нему. Читайте Святое Евангелие, и увидите – какой мир изливал Господь на всех, принимавших этот мир. Как в сию священную Рождественскую ночь пастыри и волхвы исполнились неземного мира в душах своих у яслей бессловесных с возлегшим в них вочеловечившимся Сыном Божиим, так и дальше было около Христа Спаса: и Апостолы, и мытари, грешники и разбойники, и язычники, своим сердцем ощутившие Бога во плоти, все ощущали и мир в душе своей, обращаясь к вере во Христа Иисуса. И это среди подавляющего пока неверия в тогдашнем мире – неверия, перешедшего в бешеную злобу на Самого Христа, Которого потом и ко Кресту пригвоздили. Но Крест Христов с Воскресением только лишь воодушевили немногочисленных тогда исповедников возвещенного Им мира: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенным глаголы их прошли о том, что Христос воистину есть мир наш. И разрасталось число первоначальных носителей мира Христова, и разрасталось среди тяжких преследований и гонений от не веровавшего в этот мир Христов мира языческого и иудейского. Не было мира христианам от немирствовавшего язычества, а христиане полны были благодатным миром Божиим, владычествовавшим в сердцах их (Кол. 3, 15). И произошло то, что должно всегда происходить там, где сила Божия встречается с силой человеческой или диа-вольской. Не веровавший мир поражен был миром христиан и, смирившись перед ними гонимыми, исповедал силу Христа Бога нашего. И процвела яко прекрасный полевой крин языческая прежде неплодящая Церковь, Евангелие Христово воцарилось во всем мире.

Правда, впоследствии и уверовавший во Христа мир или в вере, или в жизни отступал от учения Христова, нарушая и принесенный им мир благодатный. Тогда снова происходило расстройство во всех человеческих взаимоотношениях. Но и среди этого расстройства люди искренней веры сохраняли в себе благодатный мир Христов, оказываясь как бы выше всего остального беспокойного, мятущегося и враждующего мира неверного. Среди этого мятежа человеческого еще светлее сиял их мирный облагодатствованный образ. Такими высокими носителями благодати Божией восполнялось число неисчислимых ликов мучеников первых веков христианства. Ими, как драгоценными бриллиантами, украшались святительские престолы во всем христианском мире. Ими непроходимые безлюдные пустыни заполнялись, увлекая в глубины свои безбрежные ревнителей, искавших не волнуемого мира духовного. Ими восполнялось неисчислимое множество царей, князей, бояр, воевод, воинов, мирян всякого звания и служения мирского, Христу угождавших и среди мира сего. О, богоизбранный полче! Кто может исчислить тебя и по достоянию восхвалить тебя?! Вот те светлые носители возвещенного ангелами мира Христова на земле, носители благоволения Божия к людям. Они не на словах, а в самой жизни своей стяжали эти небесные нам дары от Бога. Они не смутились враждой и смятением в мире сем, и на них самих яростно восставшем. Нет, нося в себе непозыблемый мир духа, его вносили они и в самый враждовавший на них ослепленный мир, примиряли его с собой, примиряли и со Христом, через них к грешным людям приходившим. И совершалось постоянное о Христе великое чудо воссоздания людей: Савл гонитель делался Павлом апостолом, Моисей Мурин разбойник становился ангелоподобным подвижником, Мария блудница являлась целомудренной воздухошественницей во плоти, гордый князь Владимир Равноапостольным Просветителем России, а через него и весь народ Русский – Святой Русью! Так на протяжении всех веков, как родился в вертепе Богомладенец Иисус, истинно и действенно ангельское к людям приветствие: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Так это по всей вселенной, во всех народах мира.

Но вот беда наша человеческая: нечестивый царь Ирод не обрадовался рождению Христа, но озлобился и решил убить Его. Изолгавшиеся книжники и фарисеи все время яростью распыхахуся на возросшего уже Учителя Христа Сына Божия и наконец ко Кресту пригвоздили Его на позор всего мира, а оказалось – за весь мир грешный. Так и дальше – злоба человеческая не принимала вестников мира Божия к людям, но, наваждением вражеским укрепляясь в ненависти к Богу, восставала и на верующих во Христа и Его спасительное промышление о людях. Так это было, есть и будет, доколе не откроются новое небо и новая земля, ихже по обетованию Божию чаем (2Пет. 3, 13), ибо, по слову Самого же Христа, от дней Иоанна Крестителя Царствие Божие с усилием достигается (Лк. 16, 16).

Так это и теперь происходит. Много зла скопилось в нас грешных, оно не смогло уже скрываться в лицемерии человеческом, но как вселившийся демон заклокотало и запросилось проявить свою власть на деле. Диавол, как в пустыне сорокадневного поста Господня, решил Всемогущему Богу показать свою подлинную власть над людьми и народами мира, чтобы посмеяться снова над Искупителем Богом, как он смеялся было при Кресте Спасителя. А мы люди с удовольствием до надрыва вторим этому сатанинскому смеху над Богом: весь смрадный грех, разнузданный теперь за время ужасной войны, как отвратительный нарыв, спешит выйти наружу, смеясь анафемски над открывающимся гневом Божиим с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде (Рим. 1, 18). Это все так ясно, что говорить подробно не приходится. С уверенностью можно сказать, что современный род человеческий откровенно хочет восхищаться той апокалипсической женой, суд над которой уже предречен от Бога: И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным (Откр. 17, 4–5). Предречено в том же Божественном Откровении и излияние страшных от Бога язв на всех поклонников этой блудодейной жены. И, однако, прочие люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам... и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем (Откр. 9, 20–21). И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр. 16, 9–11).

Вот почему и нет мира на земле между людьми. Люди сами отвергают этот мир и благоволение к ним Бога. Мало того, и на открывающийся на беззакония и неправды человеческие гнев Божий люди отвечают не исправлением, а лишь новой злобой и упорством в своих беззакониях.

Господь и в гневе своем только и ждет обращения к Нему людей, чтобы снова явились они чадами Его, достойными Его благоволения и мира. И тогда воистину утвердит Господь этот мир среди людей, чтобы жили они в согласии между собой.

Итак, не Бог виновник переживаемой нами братоубийственной войны, но мы сами, поддавшиеся власти зла, выносившие его в себе. Оно, это зло, и клокочет теперь в людях и народах, проявляя свою в них и в мире власть и силу, тем делая вызов сатанинский самому Вседержителю. Мы же только содействуем развитию силы этого зла, не исправляясь от своих злых дел и намерений. Вскрывающимся теперь грехом в людях мы только лишь утверждаем власть демонов темных в нас, отстраняя от себя Божию милость к нам. Воистину, освобожден сатана из темницы своей, чтобы обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, и собирать их на брань (Откр. 20,7).

Но что же делать нам, сознающим все это? Очевидно, одно только от нас требуется теперь же – всецелое всякого в отдельности без всякого самооправдания обращение к Богу с раскаянием и со смиренным молением о Его всесильной помощи. В смирении припали к яслям Христовым и немудрые пастухи, и мудрые знатные волхвы. Подобно им и мы припадем к Многомилостивому Господу Иисусу, да увидит Он наше смирение пред Ним, да услышит нашу сокрушенную молитву и того ради подаст и нам, скорбями тяжкого времени обуреваемым, мир и благоволение Свое, да утвердит их в сердцах всех народов мира, чтобы все познали и исповедали власть и силу Единого Господа Вседержителя и отступили бы сердцем своим от всех идолов века сего. А для сего прежде всего всяк сам от себя гони темную силу, в грехе нашем к нам приражающуюся, не давай ей места в себе, исправляй свое сердце, чтобы право стоять тебе пред Богом, чтобы лукавый не прикасался к тебе (1Ин. 5, 18). Тогда Господь умилостивится, смягчит сердца человеческие, примирит всех, а после того сам собою прекратится и тот раздор, который производит настоящую братоубийственную войну. С такими думами и чувствами и будем совершать наступающие дни святых праздников.

Пермь. 9 декабря 1916 года, день
«Нечаянной Радости» Владычицы

Наверх