Христос и Ирод Аптипа
Поскольку Лк. в повествовании о пути Христовом из Галилеи в Иерусалим останавливается с преимущественным вниманием на прохождении Господа через города и села Галилеи, мы должны и в этой связи поставить вопрос, который требовал нашего ответа, когда мы были заняты галилейским периодом евангельской истории: каково было отношение к Господу местной государственной власти, или, говоря конкретнее, тетрарха Галилеи, Ирода Антипы? Мы видели, что для положительного ответа на этот вопрос, применительно к галилейскому периоду евангельской истории, мы не располагаем достаточным материалом. Одно нам было ясно: отношение Ирода, казнившего Предтечу, не могло быть благожелательным и к Иисусу. С другой стороны, не подлежало сомнению, что фарисеи были бы рады воспользоваться Иродом как орудием, чтобы устранить Иисуса. В повествовании о пути имя Ирода упоминается в (Лк.13:31). Некие фарисеи советуют Господу удалиться из области Иродовой, «ибо Ирод хочет убить Тебя». Ответ Господа имеет значение притчи, и мы остановимся на нем в другой связи. Но он допускает и исторические выводы. Господь не верит, чтобы Ему грозила опасность от Ирода. Как пророк, Он погибнет в Иерусалиме (Лк.13:33), и отрывок заканчивается плачем над Иерусалимом (Лк.13:34–35), в Лк. первым (ср. Лк.19:41–44). И в повествовании о Страстях тот же евангелист Лука выводит Ирода в роли не активного врага, а любопытствующего наблюдателя (Лк.23:6–12, ср. Лк.23:15). На вопрос Пилата Ирод дает ответ, возвращая Господа к прокуратору в блестящей (по-русски: «светлой») одежде. Блестящая одежда обвиняемого в мессианских притязаниях есть одежда поношения. В нее Ирод облекает Господа, «уничижив Его и насмеявшись над Ним» вместе со своими воинами (Лк.23:11). Но она же есть и свидетельство невинности. В решительную минуту Ирод не посмел высказаться в пользу смерти Иисуса. Поэтому и в толковании (Лк.13:31) встает вопрос о провокации фарисеев. Не входило ли в их намерения удалить Господа из Галилеи, потому ли, что Он приобретал слишком большое влияние, или потому, что они рассчитывали на более легкую расправу с Ним в Иерусалиме? Если так, отвечало ли осведомление фарисеев действительному положению вещей? Вопрос должен быть поставлен. По недостатку данных он остается без ответа. Но если Господь называет Ирода «лисицей» (Лк.13:32) и поручает фарисеям передать ему Его слова, представляется вероятным, что враждебное движение со стороны Ирода, действительно, имело место и осведомление фарисеев отличалось фактической точностью. Дальше этого заключения, очень общего, мы не можем идти. В какой мере Ирод был готов и способен осуществить свое намерение, мы не знаем. Но из области Иродовой путь на Страсти вёл Христа в Иерусалим.