Христос и Ирод Антипа
В повествовании Мк. (Мк.3:6) об исцелении сухорукого в субботу, фарисеи действуют в согласии с иродианами. Иродиане, которых наименование происходит от имени тетрарха Галилеи Ирода Антипы, были, очевидно, люди правительственного круга. Встает вопрос: в каком отношении к Господу в дни Его галилейского служения находились Ирод Антипа и возглавляемый им аппарат местной государственной власти?
Для ответа на этот вопрос мы не располагаем достаточными данными. В науке было высказано мнение, что Господь стал избегать пределов Галилеи и держаться вместе с учениками языческих областей Финикии и окрестностей Кесарии Филипповой, опасаясь враждебного отношения Ирода Антипы. Предположению нельзя отказать в известной доле вероятности. Возможно, что одной из причин, которые определили образ действий Господа в конце Его галилейского служения, и была вражда тетрарха, но главным побуждением, как мы уже видели, была забота о воспитании учеников в стороне от народного шума, и прямых указаний об отношении Ирода Антипы евангельское повествование не заключает. Косвенные данные сводятся к следующим общим соображениям и случайным замечаниям. Ирод Антипа вошел в историю как виновник смерти Иоанна Крестителя (Лк.9:9, ср. Лк.3:19–21 и пространное повествование Мф.14:1–12; Мк.6:14–29). Не имеет существенного значения то обстоятельство, что инициатива убийства принадлежала не самому тетрарху, а его жене и падчерице (ср. Мк.6:19–26; Мф.14:6–10) и что Ирод, по одному из свидетельств (Мк.6:20), относился к Иоанну с почтением. Распоряжением об усекновении он принял ответственность на себя и сложить ее не пытался и впоследствии (ср. Лк.9:9 = Мк.6:16). Можно думать, что почтение его к Иоанну не было глубоким. Евангелист Матфей объясняет промедление с казнью политическим расчетом: Ирод «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф.14:5). Трудно думать, чтобы этот человек относился к Иисусу Христу иначе, чем к Иоанну.