Христос близ есть

Из слова на пятую неделю по Пятидесятнице

В неделю 3-ю Святой Апостол Павел утешал нас своим сладким словом о спасительной благодати (Рим. 5, 1–10), которою во Христе Иисусе мы имеем мир и в себе и с Богом. В неделю 4-ю он же говорил нам (Рим. 6, 18–23), что ради этого мы теперь свободны от греха, чтобы быть рабами праведности в святость для жизни вечной. Ныне же Святой Апостол Павел указывает нам и то, где и как мы можем получить эту светоносную и спасительную благодать Господню для своего оправдания.

Для сего не нужно изыскивать каких-либо новых путей спасительной жизни, не нужно ни на небо подниматься, ни в преисподнюю спускаться, чтобы найти себе смысл жизни и спасение в этой жизни. Нет. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем (Рим. 10, 8).

Как же на самом-то деле близко к нам это слово оправдывающей веры? Для ответа и уразумения сего приникни своим вниманием к этому самому твоему сердцу, к которому и обращает тебя Апостол.

И прежде всего рассмотри лишь только внешние обнажения твоего сердца. Как ты относишься к поступкам других людей? Одобришь ли ты, оправдаешь ли распутника, пьяницу, обидчика, бесчестного, вора, грабителя и прочих беззаконников? Конечно, никогда не одобришь. Хотя бы ты и сам был нечист и неисправен, а все-таки другого ты никогда не оправдаешь в злых делах, но всегда осудишь. Очевидно, в тебе самом, именно в твоем сердце есть определенная мерка, сопоставляя с которой ты безошибочно можешь различать поступки и настроения человеческие, безошибочно и строго определенно называть одно добрым и должным, а другое злым и недолжным, неправильным. Очевидно, такова и природа твоего сердца, что оно только доброе и признает единственно правильным и должным, сим добрым утешается, когда видит его и в других. Узнай же из этого, что воистину недалеко от тебя слово оправдывающей веры: оно в устах твоих и в сердце твоем. Эта праведность и чистота в твоей собственной природе – как правильное устроение твоего душевного мира и твоей жизни. Не нужно тебе никуда за сим оправданием ходить, не нужно искать его и допытываться. Только в себя самого всмотрись, только испытай твое собственное сердце, и увидишь, и услышишь в тебе самом слово оправдывающей веры.

Но углубись своим вниманием и еще в твое сердце, и увидишь еще большее. Останься наедине с твоим сердцем и рассмотри, чем оно восторгается и умиляется, чему оно радуется и что его особенно трогает. И увидишь, что оно восторгается всяким подвигом и высоким поступком; оно умиляется самоотвержением и высокою кротостью в других; оно радуется перед чистотою и святостью; оно трогается любовью и состраданием. Оно само исполняется этих возвышенных добродетельных чувств. Оно не хотело бы тогда лишать себя этой сладости созерцания добродетели и чистоты. Для него это как бы отражение того рая, который, конечно, составляет последнее желание всякого человека. Из этого усмотри, что воистину недалеко от тебя оправдание твое. Оно в твоем собственном сердце, в его природе, в его собственных радостях и отрадных переживаниях.

Да, все это правильно, всему этому только и радуется сердце наше по своей природе. Но все-таки в себе же самом, скажешь ты, вижу и иное нечто, что противится этим лучшим моим намерениям, что заставляет меня делать как раз противоположное моим лучшим пожеланиям (Рим. 7, 14–25). Где же мне найти силы против такого пакостного закона греха во мне же самом? Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24).

Знай, возлюбленный, что как только ты высказал такое свое смущение перед самим же собой, как только ты поставил такой вопрос, так Христос Спаситель и стоит у дверей твоего сердца. Даже больше того: и этот самый твой вопрос есть Его дело, это Его спасительная благодать коснулась твоего сердца и возбудила в нем желание и даже жажду внутреннего мира и душевной целости. Вот и всмотрись в Него, и в Нем обретешь все, что восставит власть и силу в тебе твоего собственного сердца во спасение твое. Смотри, какой цельный мир отпечатлевается на пречистом лике Спасителя. Какой красотой добродетели и чистоты веет от всего Его вида! Между тем одолевающий тебя грех и к Нему прикасался. Он искушал Христа и в пустыни, когда диавол приставал к Нему, искушая Его всячески. Тот же враг приставал к Нему и в лице зложелателей людей, возненавидевших Его своею прожженной душой и покушавшихся то камнями забросать, то с высокой горы сбросить в пропасть насмерть. Поднимая так естественное слабому человеку малодушие, враг еще усиливал его, когда и ученики перечили Христу, внушая Ему робость перед предстоящими страданиями. Наконец, зло всей силой ополчилось на Христа, когда Он неправедным судом человеческим к злодеям неповинный причтен был и ко Кресту пригвожден среди разбойников на позор всего мира, не имевший ни малейшего пятна или упрека в совести Своей. Но грех посрамлен был, не имел власти над Христом. Почему? Потому что в Нем наше же немощное человеческое естество было воспринято в полное общение Божества Христова. Он, Бог, Творец Всесильный, явился и человеком, не переставая быть Богом. Божественной силой наша слабая природа во Христе оказалась сильной против греха и против самого диавола, клевещущего на наше человеческое естество. Во Христе же диавол был посрамлен и побежден. Но то, что в Нем было по естеству, то в тебе будет по благодати Христовой, только ищи общения с Ним, только усвой Его себе и себя присвой Ему. Той же Божественной силой Христовой и ты сам будешь силен на врага и посрамишь его. Ибо для того только Христос и на земле явился, чтобы тебя искупить от власти обольстительного диавола, уплативши Богу долг твоего служения Ему. Чтобы явить тебе Свою близость и беспредельную благожелательную любовь Свою к тебе, для сего Он даже на Крест предал Себя, как на унизительный позор перед целым миром. Но сим-то Крестом древяным Он вонзил смерть в самую главу обольстителя сатаны и убил его вконец. Этот именно Христов Крест явился победоносным знаменем нашей человеческой силы теперь над диаволом. Ибо Христос, даже и до Креста и погребения и схождения во ад обнищавший, однако остался победителем греха и смерти. Это человек во Христе оказался таким сильным и дерзновенным на диавола. И ты будешь таким, только бы тебе быть со Христом. И ищи этого спасительного общения твоего со Христом. Правда, это подвиг, и подвиг очень трудный, но в нем же самом и сила и обновление твоих сил. Ибо не ложно слово Христово: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Ищи Христа постом, молитвой, размышлением, созерцанием и всяким иным спасительным подвигом, умягчающим твою душу, восстановляющим в тебе власть твоего богоподобного сердца и сродняющим тебя с Богом, от Которого и душа твоя в мир сей пришла. И обретешь ты в сердце своем Христа, и Он вселится в тебя и будет с тобой ходить и вечерять, по Своему неложному обещанию. Только этого твоего искания и зова к Нему Он и ждет, чтобы придти к тебе в отворенные тобой двери сердца твоего и быть постоянным и гостем, и хозяином в нем.

Так воистину близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем всякому человеку, научившись тому от Святых Апостолов. Христос близ есть. Нет и не будет иных спасителей и искупителей, нет и не будет иных путей спасения. Есть единый Спаситель Христос наш, в средине времен посреди всего мира однажды навсегда водрузивший на позор всем людям Крест Свой честный и сим Крестом вонзивший позор в самую главу нашего врага диавола, а нам воссиявший свет спасительный. За сего-то Спасителя, за сей Его Крест, за это человеческое возрождение и обновление Святой Апостол Павел и жизни своей не щадил, как мы слышали сейчас из его же уст весь его как бы послужной список (2Кор. 11, 23–32). У нас грешных людей послужной список говорит о нашем постепенном повышении по службе, о наградах и чинах наших. А у Апостола Павла послужной список заполнен его подвигами, его лишениями, его гонениями, его страданиями, – он кровью и потом Святого Апостола исписан. И все за Христа Спаса нашего, с проповедью о Котором он прошел весь тогдашний мир. Да познает же сие и всякий из нас. Да пребывает в своем собственном сердце, чтобы там и найти свае спасение. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Аминь.

Омск. 1914 год

Наверх