Проповеди на праздники:


Христологическое учение (Кол.1:15–20)

Христологическое учение Кол. дано в отрывке Кол.1:15–20. Возлюбленный Сын Божий есть образ Бога невидимого (Кол.1:15 а). Тем самым так же, как и в Фил.2, ап. Павел свидетельствует о Божественном достоинстве Христовом. Он есть дважды πρωτότοκος: πρωτότοκος πάσης κτίσεως (Кол.1:15) и πρωτότοκος ἐκ τῶν νεκρῶν (Кол.1:18). В русском переводе, во избежание неправильного понимания мысли ап. Павла, термин πρωτότοκος передан в двух случаях его употребления различными оборотами: в Кол.1:15 стоит «рождённый прежде всякой твари», а в Кол.1:18 – «первенец из мертвых». Но ап. Павел, конечно, не случайно употребил в обоих случаях одно и то же слово. Само собой разумеется, сопоставляя Христа с тварью, ап. Павел не думал зачислять и Его в тварь. В раввинистической письменности это же выражение применяется к Богу, но Бог, по самому существу Своему, не есть тварь. Как Творец Бог противостоит твари. Раввинистические параллели представляют интерес потому, что Павел был ученик раввинов. Павел думал здесь о том же богословском понятии, для выражения которого ап. Иоанн употребил в самом конце I в. термин «Логос» («Слово»). В Нём, через Него и для Него получило бытие всё, что существует (Кол.1:16; ср. Ин.1:3). Перечисляя ангельские чины, ап. Павел, без сомнения, имеет в мысли ересь колосских лжеучителей. Но это всего лишь одна сторона. Мир не только получил во Христе своё бытие. Христос есть начало и новой твари. Это – смысл второго πρωτότοκος (Кол.1:18). Как и в 1Кор.15:20, Воскресение Христово полагает начало общему воскресению. Церковь есть Его Тело. Мысль 1Кор.12:27 получает здесь выражение в системе христологии. К христологическому учению относится и совершенное Христом искупление, смысл которого ап. Павел видит во всеобщем примирении (Кол.1:20). Это примирение распространяется и на колосских христиан, но требует от них твердого стояния в вере и христианском уповании (Кол.1:21–23).


Проповеди на праздники:

Наверх